Новости
АВТОР: Анжелина Вин
22.10.2013
Moscow Design Week 2013: Станислав Старых о сути дизайна
Moscow Design Week 2013: Станислав Старых о сути дизайна

Moscow Design Week 2013: Станислав Старых о сути дизайна

Архитектор Станислав Старых

Архитектор Станислав Старых

Московский архитектор Станислав Старых делится своим мнением о неделях дизайна как явлении мировой современной культуры, о Moscow Design Week 2013, о дизайне как о создании эргономичного пространства.

- Как вы относитесь к проведению Moscow Design Week? И к неделям дизайна, которые проводятся сейчас во всех странах мира?

- Ценность подобных мероприятий очевидна. Создается площадка для профессионального общения и для обмена мнений по ряду актуальных проблем. Кроме того на этой площадке происходит концентрация информационного потока о новинках предметного дизайна. Это очень важно для практикующих архитекторов и дизайнеров, у которых из-за текучки зачастую не хватает времени для ознакомления с новинками в их профессиональной сфере. Во время недели дизайна создаются условия для их прямого диалога с производителями, что крайне важно для обеих сторон.

Но я бы хотел отметить еще одну важную чисто профессиональную особенность подобных недель дизайна. Существуют личности и кампании, деятельность которых нацелена на формирование трендов, на которые ориентируются практикующие дизайнеры. И на неделях дизайна возникает возможность их взаимного влияния, что обогащает обе стороны и способствует появлению новых идей и приемов работы.

- Что такое дизайн на ваш взгляд?

- В России в большей части массового сознания произошло определенное деформирование терминов «дизайн» и «дизайнер». Главной причиной является ассоциирование этих терминов в первую очередь со сферой разработки одежды и проектирования интерьеров. Для этого имеются объективные причины. Во-первых, основной спрос на услуги дизайнера именно в этих сферах. Во-вторых, в России отсутствует необходимая технологическая база и культурные традиции для развития иных направлений дизайна. Например, возьмем предметный дизайн или даже ее более узкую специализацию - дизайн мебели. В Италии в каждом регионе существует большое количество фабрик мебели, многие из которых не только имеют отличное оборудование, но и традиции ремесленного мастерства ряда поколений, которые плотно увязаны со стилистикой производимой мебели. При этом и дизайнеры, и производители, в совершенстве владеют канонами стилей, даже если производимая ими мебель ориентирована на демонстрационный отказ от следования историческим стилям. Именно совокупность культурных традиций, ремесленного мастерства, технологической базы, последовательное развитие творческих школ стали основой для всемирного доминирования итальянского дизайна.

В России же редкие производители могут позволить себе приобретение современного и дорогостоящего оборудования. Одним из таких исключений стала кампания Leto. Но для всех предприятий без исключения главными проблемами являются отсутствие преемственности традиций, ремесленных школ, квалифицированных дизайнеров, способных осмысливать и объединять в продукции культурные и стилистические составляющие. Не случайно, на российском рынке производства мебели основной сегмент составляют стеновые шкафы и кухни, которые более подвержены унифицированию, в том числе стилистическому.

Но все вышесказанное, является все же частью термина «дизайн». Подлинный дизайн - это стратегия и способы формирования среды обитания человека. Если отбросить градостроительство и архитектуру, и ограничиться только дизайном интерьеров, то в него должны входить объемно-пространственная организация, тесно увязанная с функциональным решением, предметное наполнение пространства и уже потом декорирование этого пространства. К сожалению, очень часто под дизайном подразумевают только эстетику интерьера. Но в большинстве случаев в серьезных интерьерах присутствуют инженерно-технические системы, которые должны, с одной стороны, создавать оптимальные условия для человека, например, климатические, световые, мультимедийные, коммуникационные и т.д. С другой стороны, все эти системы не должны нарушать стилистику интерьера, авторский образ, являться гармоничной составляющей интерьера. Например, тот же свет. Такой интеграционный подход требует иного уровня подготовки дизайнеров, постоянного профессионального совершенствования, но без этого невозможно работать в условия постоянного развития и усложнения всех инженерно-технических систем и коммуникационных инфраструктур.

В конце 20-х годов прошлого века легендарный архитектор Ле Корбюзье провозгласил знаменитый постулат «Дом - машина для жилья», который стал идеологической основой функционализма. Сегодня, в условиях технологического диктата следует возвращаться к этим методологическим основам проектирования. Очень часто декорирование интерьера, поиск чисто формальных стилистических приемов подменяет подлинный дизайн. Приведу аналогию. Когда человек покупает автомобиль, то эстетика кузова и салона является значимой для принятия решения. Но без необходимой эргономики салона, без соответствующего создания климата, качественного мультимедия, без должных технических характеристик, обеспечиваемых решением систем, скрытых от внешнего восприятия, автомобиль продать проблематично. Почему же при проектировании интерьеров, который стоят значительно дороже автомобилей, и в которых человек проводит основную часть своей жизни, подобный комплексный, интеграционный подход, подменяется декорированием, который и выдается за дизайн?

Возвращаясь к определению термина «дизайн», я бы определил его, как организацию пространства с учетом особенностей его использования. Если рассматривается пространство для систем расселения, то это называется градостроительством. Если конкретное образование жилых ячеек, то это объект архитектуры. Пространство конкретной жилой ячейки является сферой творчества дизайнера интерьеров и декоратора. А отдельные единицы мебели уже относятся к предметному дизайну. По моему мнению, именно так системно должен рассматриваться дизайн и тогда совершенно очевидна методология проектирования.

Архитектор Станислав Старых

Архитектор Станислав Старых

- Когда вы приступаете к дизайну интерьера, какую роль играют стеновые панели Leto?

- Когда художник приступает к написанию картины он изначально не задается цветом отдельного фрагмента картины или тем, краску какого производителя он будет использовать. Любой дизайнер, как правило, начинает с поиска художественного решения, не привязываясь к конкретным производителям. Предмет не может определять весь характер интерьера, если этот предмет не является произведением искусства, вроде гравюры Гойя, скульптуры Родена, комода Андре-Шарля Буля или светильника Тиффани. И только Армани может позволить себе весь интерьер зала бутика подчинить выставленным в центре платьям и сумочкам. Крайне мало мировых мебельных брендов, наподобие Annibale Colombo, Ceccotti, Smania или Giorgetti, которые способны предложить собственную эстетику и при этом поставить практически весь спектр мебели для интерьерных решений, выдержанных в заданной ими стилистике. Но именно только в этом случае можно начинать проектировать интерьер под мебель конкретного производителя.

Как правило, мебель и детали интерьера начинают вырисовываться на более поздней стадии, когда прорабатывается и конкретизируется художественный замысел. На этом этапе автор проекта начинает просматривать продукцию своих любимых фабрик на предмет возможности их применения в своем интерьере. И в большинстве случаев определенная стилистическая «заточенность» продукции этих фабрик становится причиной отказа от их мебели и поиска новых производителей.

В этом отношении Leto имеет одно значительное преимущество. Обладая современным технологическим производством, а также большой коллекцией панелей и дверей, фабрика не ограничивается только этими предложениями, хотя очевидно, что для них это наиболее выгодно с коммерческой точки зрения. Leto готово к сотрудничеству с архитекторами и дизайнерами в разработке принципиально новых решений.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. В этом году, работая над интерьером частного дома в Новых Вешках, я столкнулся с необходимостью выполнить встроенный шкаф во входном холле. Поначалу мне эта задача показалась достаточно тривиальной и я обратился к одной известной итальянской кампании, которая специализируется на производстве таких шкафов. Неожиданно я получил отказ. Обращения на еще одну итальянскую и одну немецкую фабрику привели к тому же результату. Было две причины для отказа. Во-первых, часть шкафа было встроена в пространство под лестницей и верхний контур шкафа шел под углом, который не вписывался в конструктивные системы этих фабрик. Во-вторых, в шкафу предполагалась встроенная дверь в другое помещение, поверхность которой должна была быть такой же, как у всего шкафа. Я обратился в Leto, которые на моем объекте делали большую декоративную панель, и они взялись и за этот заказ, хотя до этого не выполняли такие задачи. Получился качественный результат, а в виде декоративной поверхности шкафа использовалась одна из панелей Leto.

Реализация шкафа под лестницей

Реализация шкафа под лестницей

-  Какие эффекты (я имею в виду визуальное изменение объема, иллюзорное его восприятие, увеличение или уменьшение, др.эффекты) вы часто используете в своих проектах?

Для меня важно подчеркнуть строгость и геометричность пространства. Второй важной задачей для меня является элегантность интерьера. В этом случае, зачастую, привнесение в интерьер каких-либо специальных эффектов способно наоборот сделать интерьер более ординарным. Поэтому использование такого рода приемов должно быть мотивированным и обусловлено какими-то специальными условиями помещения. По аналогии, нецелесообразно маленькое черное платьице от Шанель дополнять какими-то спецэффектами. Они его точно не украсят.

Но все же, у меня сложились некоторые приемы, которые как-то повторяются в интерьерах. Я иногда делаю русты на стенах, что подчеркивают необходимую геометричность. Мне нравится применять нейтральные серые цвета на стенах, что позволяет массивность стен «растворить» и на этом фоне акцентировать внимание на необходимых предметах. Иногда в интерьер ввожу какой-то очень яркий и своеобразный предмет, вокруг которого формируется остальная часть интерьера. Например, в качестве такого предмета люблю использовать светильник Aqua Creations. Те же панели Leto использовал не в виде доминирующего декоративного элемента интерьера, а наоборот в виде фона с монотонным повторением мелкого рельефа. Это позволяет создать лаконичное пространства, но без декоративной пустоты. Могу сказать, что не терплю применения больших зеркальных плоскостей «для расширения пространства». Под каждый интерьер приходится искать свои приемы или интерпретировать уже использованные.

- Какие панели Leto вы для этого предпочитаете?

- У меня нет особых предпочтений, поскольку выбор той или иной панели полностью определяется задачами интерьера и его стилистическими особенностями. У меня удачный опыт с применением панелей Corteccia из коллекции Workshop. Специалисты Leto по моей просьбе выполнили тонировку дерева в графитовом матовом цвете, что придало панели совершенно новый современный и стильный вид. Фотографию этой панели можно увидеть на сайте Leto. Этими панелями была выполнена длинная стена помещения, что четко обозначило геометрию помещения. Из этой же коллекции для вышеупомянутого встроенного шкафа в доме в Новых Вешках применялись панели Sea, которые были окрашены и отлакированы под мои требования. Эта текстура стала гармоничной рустованным стенам, образовав цельное решение. Сейчас вместе со специалистами Leto мы пробуем изменить текстуру панелей коллекции Trendy, чтобы получить ярко выраженный рельеф текстуры дерева с элементами старения. Если получится необходимый результат, я использую эти панели в своем новом проекте. Привлекают внимание кожаные панели VPG construct, но для себя я еще не рассматривал варианты их конкретного применения.

- Какие сейчас тенденции в изменении дизайна панелей на ваш взгляд? Почему?

- Наверное, главное - это раскованность. Не навязываются стилистические каноны. Современные технологии позволяют реализовать практически любую идею. Главное ее правильно сформулировать для изготовителя.

Интерьер ресторана

Интерьер ресторана

- Какие сейчас тенденции в создании пространственных объемов? Почему?

- Если подразумевается жилое пространство и объем помещений, то я бы отметил тенденцию к созданию простых, но предельно функциональных планировочных решений. При этом формы стен подчеркнуто геометричны, плоскости стен пола, потолка протяженны и для их отделки используется минимальное количество разнородных материалов. При этом материалы натуральны: дерево, камень, бетон, стекло, ткани и пр. Если, конечно, задачей не ставилось демонстративное использование искусственных материалов и пластичных форм в стиле Карима Рашида. Радует, что из российских массовых интерьеров стало исчезать повсеместное использование ГКЛ в виде материала для формотворчества, сочетание керамогранита и гранита в качестве основного приема декорирования и т.п.

Простота и естественность становятся важными эстетическими категориями. Думаю, что причина в современном сумасшедшем образе жизни, в существовании в постоянном стрессе, что обуславливает необходимость создания комфортных и ненагруженных пространств, способных настроить на снятие излишнего нервного напряжения.

Теги: интервью
Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться