Стили в архитектуре
11.07.2016
Здания в мавританском стиле: куда поехать, чтобы посмотреть

Здания в мавританском стиле: куда поехать, чтобы посмотреть

Мавританский стиль (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – «темный») – архитектурный стиль, сформировавшийся в европейской архитектуре в X-XII вв. на территории Пиренейского полуострова. Стиль сложился под влиянием мусульманской архитектуры, из которой были заимствованы многие элементы.

Дворец Альгамбра в  Гранаде, Испания. Фото: Pixabay

Дворец Альгамбра в Гранаде, Испания. Фото: Pixabay

С VIII века арабы и берберы из Северной Африки, которых европейцы называли маврами, постепенно завоевали значительные территории нынешней Испании и Португалии.  Они активно несли свою культуру, традиции и архитектуру на европейский континент.

В мавританской архитектуре четко различаются три периода, каждый иллюстрирует сохранившиеся на территории Европы памятники. Первый, период становления, представлен большой соборной мечетью в Кордове – Мескита (ныне это Кафедральный собор); элементы второго, переходного периода, остались в королевском дворце Алькасар и башне Хиральда в Севилье; третий период, время наивысшего расцвета стиля, демонстрируют блестящие дворцы Альгамбра и Хенералифе в Гранаде.

Особняк Арсения Морозова в Москве, Россия. Фото: Elisa.rolle, Wikimedia Commons

Особняк Арсения Морозова в Москве, Россия. Фото: Elisa.rolle, Wikimedia Commons

Мавританскому стилю свойственны изящество, плавность и четкость линий. В основе зданий – куб, священный символ мусульман. Обычно центром постройки служил внутренний дворик, вокруг которого проектировались остальные помещения. Характерные элементы мавританского стиля – подковообразные, стрельчатые и фестончатые арки, сводчатые перекрытия, колонны, тончайшие геометрические и растительные орнаменты. В отделке использовали резьбу по дереву, золочение, изразцы и мозаики. Мавританскому стилю присущи яркость красок, роскошь, сияние. И только изображений животных и людей вы не найдете, поскольку это запрещено Кораном. Вокруг дворцов разбивали пышные сады с фонтанами, каналами и озерами. Сад был воплощением оазиса в пустыне. Он отражал картину мироздания арабов, райский уголок с изобилием влаги и прохладных тенистых уголков.

Кордовская соборная мечеть (ныне римско-католический собор) Мескита в Кордове, Испания. Фото: Pixabay

Кордовская соборная мечеть (ныне римско-католический собор) Мескита в Кордове, Испания. Фото: Pixabay

Своё второе рождение мавританский стиль пережил после наполеоновских войн и публикации сборника писателя Вашингтона Ирвинга «Альгамбра» об истории средневекового дворца. Пресыщенные ампиром и классицизмом, европейцы искали экзотики. Египетский поход Наполеона I познакомил их с арабским Востоком. Наиболее ярко мавританский стиль проявился в архитектуре конца XIX – начала XX века. Поскольку в новом мавританском стиле прослеживаются черты множества других культур: и сирийской, и индийской и даже китайской, – его принято считать эклектичным. Другие наименования стиля – «стиль сарацинов» (сарацины – античное название жителей Аравии) и на французский манер «стиль мореск» (от франц. moresque – «мавританский»).

В самой Испании вкус к мавританскому стилю возродил архитектор Антонио Гауди. Типичным примером стал дом Висенса в Барселоне. Висенс был состоятельным фабрикантом, его предприятие производило кирпич и облицовочную керамическую плитку. Последнюю Гауди и использовал на фасаде дома, разрекламировав таким образом продукцию хозяина особняка.

Черты мавританского стиля заметны и в других творениях Гауди – в особняке Эль Каприччо («Каприз») в испанском городке Комильяс и в павильонах Гуэля в Барселоне.

Воронцовский дворец в Алупке, Крым. Фото: Георгий Садков

Воронцовский дворец в Алупке, Крым. Фото: Георгий Садков

Многие европейские синагоги конца XIX века построены в мавританском стиле: Большая синагога в Будапеште – самая большая в Европе и Венгрии, Главная синагога в Толедо (Испания), Новая синагога в Берлине (Германия), синагона Розенберга в Киеве (Украина).   

В Россию мавританский стиль пришел после Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Стало модно обустраивать в особняках курительные и кофейные комнаты в восточном стиле, а новым постройкам придавали вид крепостей. Самый известный памятник архитектуры в псевдомавританском стиле, сохранившийся до наших дней, – особняк Арсения Морозова в Москве (ул. Воздвиженка, 16). Впечатленный португальским дворцом Пена в г. Синтру, миллионер заказал построить особняк в таком стиле архитектору Виктору Мазырину. Так в Москве появился самый необычный в архитектурном облике города дом. Его фасад украшен двумя причудливыми башенками, ажурным карнизом, подковообразный проем парадного входа с двух сторон обрамлен витыми колоннами. Реакция матери Арсения Морозова, Варвары Алексеевны, стала притчей во языцех: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать».

Черты мавританского стиля заметны в творениях Антонио Гауди, например, в особняке Эль Каприччо (на фото) в испанском городке Комильяс. Фото: East News

Черты мавританского стиля заметны в творениях Антонио Гауди, например, в особняке Эль Каприччо (на фото) в испанском городке Комильяс. Фото: East News

Другие известные памятники – здание Константинопольского патриаршего подворья в Москве (Крапивенский пер., 4), доходный дом князя А. Мурузи (Литейный пр., 24)  и Большая Хоральная синагога (Лермонтовский пр., 2) в Санкт-Петербурге, Воронцовский дворец в Алупке.

Мавританский стиль и сегодня вдохновляет многих архитекторов и дизайнеров. Ведь в нем гармонично уживаются пышность и изысканная утонченность, радующая глаз богатая цветовая палитра и замысловатые орнаменты. Роскошный и изящный, он по-прежнему актуален и в наши дни.

Текст: Татьяна Кодаченко

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook