Стили в архитектуре
Конструктивизм

Конструктивизм

Конструктивизм – советский авангардистский стиль в архитектуре, получивший развитие в 1920-х – первой половине 1930-х годов.

У создателей конструктивизма было несколько важных задач. И задачи эти были созвучны молодой советской идеологии. Молодая идеология требовала обустроить окружающую среду таким образом, чтобы не столько вождь, сколько сама архитектура направляла все жизненные процессы трудящихся. Именно архитектура должна была помочь осмыслить и принять все непривычное, в том числе новые техники строительства из металла, стекла и бетона. К примеру, с помощью железобетона стало возможным создавать большие объемы, далеко выступающие за границы опор здания и свободно «парящие» в воздухе. Ядовитую роскошь модерна конструктивисты практически задавили подчеркнутым утилитаризмом форм, строгостью и монолитностью внешнего облика зданий.

Теорию архитектурного конструктивизма сформулировали в своих выступлениях Александр Веснин и Моисей Гинзбург. Практически эти принципы воплотились в проекте Дворца труда для Москвы (1923) братьев Весниных. Больше всего в этом проекте современников поражали его четкий, рациональный план и выявленные во внешнем облике конструктивные основы здания (железобетонный каркас).

В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов – ОСА (Объединение Современных Архитекторов), представители которой разрабатывали «функциональный» метод проектирования. Этот метод был основан на научном анализе особенностей функционирования сооружений и градостроительных комплексов. Метод также должен быть отражать демократизацию и новые отношения между людьми. Согласно идеологии, скрывать советскому человеку от государства было нечего, а потому архитекторам позволялось все революционное: огромные, насквозь продуваемые зимой окна и прозрачные перегородки между комнатами в общежитиях. О курьезах в архитектуре конструктивизма нужно написать отдельное исследование.

Главные памятники конструктивизма об угловатом, неловком, порой скандальном быте рабочего класса: фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны. Лучшие образцы созданы Константином Мельниковым (1890-1974), Владимиром Татлиным (1885-1953), братьями Леонидом, Виктором и Александром Весниными, Иваном Леонидовым (1902-1959), Моисеем Гинзбургом (1892-1946). Среди них ДК им. Зуева, клуб коммунальщиков им. Русакова, ДК химиков «Каучук», клуб завода им. Фрунзе, ДК «Буревестник», клуб фабрики «Свобода», ДК ЗИЛ, Театр-студия киноактера. Знамениты здание Центросоюза, здание газеты «Известия», комбинат газеты «Правда», Госторг, жилой комплекс на улице Усачева и др.

Однако уже в середине 1930-х годов конструктивистскую авангардную архитектуру объявили «формалистическим и буржуазным явлением» и подвергли критике. Прозрачные перегородки и огромные окна заколотили, и конструктивизм постепенно уступил место течениям, ориентированным на традиционные архитектурные стили.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook