Известные архитекторы и дизайнеры
05.12.2016
Франческо Бартоломео Растрелли / Francesco Bartolomeo Rastrelli

Франческо Бартоломео Растрелли / Francesco Bartolomeo Rastrelli

Франческо Бартоломео Растрелли (1701 Париж-29 апреля ?1771) – архитектор, наиболее яркий представитель русского барокко. Cын обрусевшего итальянца, архитектора и скульптора, Карло Растрелли. Получив архитектурное образование в Париже, в 1716 году Франческо вместе с отцом по приглашению Петра I переехал в Россию. В 20-е годы выезжал периодически  в Европу, работал в Италии, Франции и Германии, набирая все больше опыта.  Построил дворцы герцога Бирона в Рундале (1736 —1740) и Митаве (1738 — 1740), оба расположены в Латвии. При дворе императрицы Анны Иоанновны в 1732 году  архитектор начинает работы над Зимним Дворцом (третьим по счету: две предыдущие  постройки не сохранились).

Первой самостоятельной работой Растрелли в России стал дворец молдавского  князя Антиоха Кантемира в Петербурге на Дворцовой набережной (1721-1727гг). Эта постройка была выполнена зодчим  под влиянием североевропейской архитектуры.

В 1730 году Растрелли станол придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны. Первым проектом по приказу ее величества было строительство дворца Анненгоф в Лефортово на берегу Яузы. Из построек до наших дней сохранился только грот, выполненный из кирпича с белокаменными колоннами.

Грот во дворце Анненгоф в Лефортово

Грот во дворце Анненгоф в Лефортово

в 1732 году  архитектор начал работы над Зимним Дворцом. Согласно проекту здание насчитывало 460 залов и комнат и стало первый масштабным сооружением Растрелли, выполненным из камня. Однако по приказу новой императрицы Елизаветы в 1754 году архитектор разработал проект реконструкции старого здания, по которому Дворец должен был стать самым значимым архитектурным сооружением Петербурга. Форма постройки, которую мы можем видеть сегодня на Дворцовой площади, представляет собой пятиугольный замкнутый блок с внутренним двором. Вдоль  нижнего  этажа проходят галереи, соединяющие все части дворца. Высота в три этажа (небывалая для того времени), сложная расстановка колонн главного фасада, роскошные интерьеры в стиле барокко с характерными завитками, скульптурные фигуры поражают своим великолепием и масштабностью.

 За величественными анфиладами первого этажа открывается вид на парадную лестницу, получившую название Посольская (или Иорданская) – величайший шедевр Растрелли и яркий пример русского (елизаветинского) барокко.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец стал первым зданием из строений, вошедших в комплекс современного Эрмитажа.

В середине 30-годов Растрелли создал два проекта, вошедшие в историю архитектуры как его первые масштабные садово-парковые работы: Митавский дворец и загородная усадьба (Рундальский дворец) для герцога Бирона в Курляндии.

Посольская (или Иорданская) лестница в Зимнем дворце

Посольская (или Иорданская) лестница в Зимнем дворце

С 1741 года после восхождения на престол Елизаветы Петровны для архитектора начался период расцвета его творчества. Первым был построен деревянный летний дворец в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова (1749—1752), Строгановский дворец (1753 — 1754). С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. Архитектор уже четко угадывал вкус и пожелания императрицы и сумел перестроить Петергофский дворец в более масштабную дворцовую композицию, сохранив при этом дух времени петровского барокко.

Рундальский дворец

Рундальский дворец

Дворец в Царском селе – одно из самых грандиозных и значимых творений автора, в котором отразилась вся мощь и величие государства Российского. Большой  дворец был также создан практически заново. Чередование колонн главного фасада, скульптур и декора, бирюзовая окраска еще раз подчеркивает стиль елизаветинского барокко.

Дворец в Царском селе

Дворец в Царском селе

В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 — 1757 — перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин), дворец в Ропше.

Также Растрелли создал ансамбль Смольного монастыря (1748 — 1754) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 — 1762). Смольный собор в Санкт-Петербурге – ценнейшее произведение архитектора в храмовом зодчестве (1748 - 1764). Официальное его название – Воскресенский собор Новодевичьего монастыря. Это еще один яркий шедевр зрелого, уже позднего елизаветинского барокко. Здание имеет форму каре, четыре башни-звонницы украшают его внутренние углы. Окна обрамлены изящными наличниками, рельеф лазурных фасадов подчеркивают белоснежные колонны. Применение объемной лепнины в оформлении интерьеров напоминает о позднем барокко, однако проект здания в форме традиционного русского пятиглавия указывает возврат к национальным мотивам.

Дворец в Царском селе

Дворец в Царском селе

Постепенно барокко выходит из моды. Россию захватила волна новых веяний европейской архитектуры. Императрица предпочитала пришедший на смену барокко стиль классицизм. При дворе Екатерины II появляется архитектор Антонио Ринальди, и 10 августа 1762 года Растрелли уходит в отставку. Место захоронения Франческо Растрелли до конца не известно: по одним источникам он умер в Петербурге, по другим – похоронен вместе с женой Марией в Митаве. Архитектор и декоратор Бартоломео Франческо Растрелли навсегда вошел в историю архитектуры как автор русского барокко.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook