Интервью
28.04.2016
Интервью с основателем Nendo Оки Сато
Интервью с основателем Nendo Оки Сато

Интервью с основателем Nendo Оки Сато

Без Оки Сато – основателя и бессменного руководителя знаменитого японского бюро Nendo – мир современного дизайна был бы гораздо менее поэтичным. В интервью INTERNI выдающийся дизайнер рассказал о своем подходе к творчеству и поделился планами на будущее.

Несмотря на совсем несолидный возраст – бюро Nendo было основано в 2002 году – списка его работ в самых разных областях прикладного дизайна хватило бы на целую жизнь в индустрии. О продуктивности студии (40–50 проектов в год), как и о широте таланта ее основателя, 38-летнего Оки Сато, ходят легенды. Nendo воплощает минималистичные, но всегда инновационные и оригинальные концепты во всех «жанрах» – от гаджетов и мебели до дизайна шоколада и проектирования интерьеров.



Хотя в команде Оки Сато работают 30 сотрудников, все идеи исходят от него и конечные решения принимает только он сам. Он же общается с заказчиками и одновременно ведет до 200 проектов. Тем не менее при этой исключительной востребованности и «поточном» характере деятельности работы Nendo практически всегда отличаются исключительной образностью и философской глубиной. Стоит вспомнить такие работы, как стул Host, производящий ощущение висящего в воздухе, светильник Hanabi, выполненный из термочувствительного сплава, лепестки которого медленно раскрываются, когда вы включаете лампу, шоколадку в форме карандаша, которую можно погрызть, как все это делали в детстве. Максимальная сублимация функции, технического приема, эстетики и образности делает объекты Nendo фактом не только предметного, но и духовного мира, а каждый новый проект восторженно приветствуется профессионалами и публикой на ведущих смотрах дизайна.

 Что было самым главным для деятельности бюро Nendo в 2015 году?

Прошедший год был очень важным для меня и моих коллег. Прежде всего я хотел бы отметить ретроспективную выставку Nendo Works 2014 –2015, которая проходила в Museo della Permanente в рамках недели дизайна в Милане Salone del Mobile в апреле 2015 года. Это была одна из самых значительных выставок в истории бюро – около сотни работ, созданных для почти двух десятков крупнейших производителей. Событие вызвало колоссальный интерес, и уже в этом году в этом же музее пройдет еще и передвижная выставка Nendo.

Судя по этому факту и анонсам вашей деятельности, вы уделяете значительное внимание выставкам?

Это действительно так. В июне откроется ретроспектива The Space in Between («Пространство между») в Музее дизайна Холон в Тель-Авиве, которая должна приблизить посетителей к пониманию сути творческого процесса, в результате которого рождаются объекты Nendo. Она очень точно отражена в названии выставки: работая над тем или иным будущим объектом, я и мои коллегии всегда начинаем с изучения стереотипов и предубеждений, которыми окутан данный предмет. Отталкиваясь от этих «предрассудков», мы находим между ними эти самые «пустые пространства» и заполняем их новыми идеями и решениями.

Журнальный стол Cloud, Moroso, 2012, живописная текстура облаков воспроизведена при помощи технологии лазерной резки

Журнальный стол Cloud, Moroso, 2012, живописная текстура облаков воспроизведена при помощи технологии лазерной резки


На вышеупомянутой передвижной выставке в Милане будут представлены двадцать три предмета, разработанные нами для Cappellini, Marsotto Edizioni, Kartell, MDF Italia, Depadova, Glas Italia, Ceramica Flaminia, &Tradition, Hem, Scavolini – всего для двенадцати миланских производителей. В рамках Milan Design Week 2016 мы покажем инсталляцию 50 Manga Chairs, выполненную по заказу нью-йоркской галереи Friedman Benda. Эта композиция из стульев, вдохновленных комиксами манга. Здесь есть «плачущие», а также «говорящие» стулья с характерным для комиксов «пузырем» с репликой. А в августе мы представим работы нашего бюро – их число еще не определено, речь идет о 50–100 объектах – на выставке на Тайване, и предполагается, что она будет еще более крупномасштабной, чем израильская. В сентябре нас ждет Нью-Йорк – выставка в той же Friedman Benda Gallery.

 Помимо подготовки к этим ретро­спективам какой из проектов сейчас занимает ваше основное время?

Сейчас у нас в разработке несколько архитектурных проектов на территории Японии, большинство из которых будут закончены в следующем году. Очень важное событие произойдет в середине мая – в Бангкоке открывается торговый центр Siam Discovery, для которого мы разрабатывали и экстерьер, и интерьеры. Речь идет о тотальной перестройке огромного торгового цента, о проекте, осуществление которого заняло два года, поэтому это очень важное событие для Nendo.

Дизайн-проекты, связанные с возведением или перестройкой крупных торговых центров в Юго-Восточной Азии, – одно из очень актуальных явлений в мире дизайна. А какие еще тренды вы выделяете?

Индустрия дизайна постоянно развивается и изменяется. По моим ощущениям время, когда все пытались заниматься неким синтезом дизайна продуктов, помещений и графического дизайна, постепенно уходит в прошлое. Сейчас необходимо исследовать возможности дизайна в области технологий и финансов.

Набор шоколадных конфет в виде трехмерных текстур chocolatexture,  nendo, 2015. фото: Akihiro Yoshida

Набор шоколадных конфет в виде трехмерных текстур chocolatexture, nendo, 2015. фото: Akihiro Yoshida


Любопытный прогноз. А как бюро Nendo меняется в связи с развитием дизайна? Насколько ваш подход к проектированию объектов отличается от того, с которым вы начинали свою карьеру?

Я все еще подхожу к творческому процессу в дизайне так же, как и в начале профессионального пути. Что действительно изменилось, так это запросы наших заказчиков. Раньше клиенты в основном давали нам какие-то ориентиры, суть заказа оформлялась в форме некоего «брифинга». Сегодняшний процесс сотрудничества с клиентом включает все большее и большее его участие, все большее количество запросов и требований на стадии формирования основы, структуры каждого проекта.

Когда уже столько проектов позади, что вас привлекает больше всего в процессе работы? И что является главным «вызовом», самым сложным в ней?

Думаю, самым главным «вызовом» для меня станет задача, идея, которую я в данный момент не могу себе даже представить. Все, что я могу вообразить и объяснить, я уже не воспринимаю как работу, которая может действительно кардинально изменить и расширить мои горизонты как дизайнера.

Не могли бы вы выделить какой-либо проект Nendo, который вы считаете особенно важным и значительным?

Необходимость достичь определенного результата всегда приводит к познанию каких-то новых вещей. И в этом смысле каждый проект для меня имеет важность и свое значение. Для себя я бы отметил сотрудничество с выдающимся японским модельером и дизайнером Иссеем Мияке, для бренда которого я в 2008 году разработал кресло Cabbage Chair из переработанной бумаги. Это один из тех людей, одна из тех личностей, которых мне посчастливилось встретить в жизни, сыгравших в моем профессиональном становлении огромную роль. Также для меня очень важным является сотрудничество с Джулио Каппеллини. Должен сказать что сегодня, давая оценку своей деятельности, я все более четко осознаю, что определяющими для них стали прежде всего люди, с которыми она была связана, а не только и не столько проекты, из которых она складывалась. Именно люди сделали Nendo тем, чем этот бренд является сегодня.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться