Интервью
АВТОР: Анжелина Вин
20.01.2015
Шанталь Коллё-Дюмон: о садах и лэнд-арте Шомона-на-Луаре
Шанталь Коллё-Дюмон: о садах и лэнд-арте Шомона-на-Луаре

Шанталь Коллё-Дюмон: о садах и лэнд-арте Шомона-на-Луаре

Эксперт по современным ландшафтам и историческим садам, директор музея замка Шомон-на-Луаре и ежегодного фестиваля садов в Шомоне-на-Луаре, Шанталь Коллё-Дюмон (Chantal Colleu-Dumond) в интервью порталу RDH рассказывает о тенденциях в современном садовом искусстве и ландшафтном дизайне, а также об устройстве исторических садов.

Carré & Rond, фестиваль 2013 года

Carré & Rond, фестиваль 2013 года

- Какой была концепция исторических садов замка Шомона-на-Луаре?

- Свидетельств о садах Шомона в эпоху Ренессанса или в Средние века практически не осталось. Но у нас сохранилась аллея возле шато, которая разбита на основе планов восемнадцатого-девятнадцатого веков. Есть еще парк конца девятнадцатого-начала двадцатого века – это уже весьма солидный срок. Так что у нас сохранились следы садового искусства минувших веков.

L'archipel, фестиваль 2013 года

L'archipel, фестиваль 2013 года

- У вас есть какие-либо рисунки или картины с садами Средних веков и Ренессанса?

- Есть одна потрясающая книга с замечательными цветными гравюрами, показывающими сады той эпохи – с травами, с овощами, с цветами, медицинские.

Сад Le Domaine de Narcisse © E. SANDER

Сад Le Domaine de Narcisse © E. SANDER

- Как сегодня устроены сады?

- Сейчас у нас есть два больших парка, исторический парк и парк, созданный в 2010 году известным французским ландшафтным архитектором Луи Бенешем (Louis Benech). Также на территории в 3 гектара, где проводится Фестиваль садов в Шомоне-на Луаре, каждый год в рамках конкурса разбиваются новые сады. Здесь работают ландшафтные дизайнеры со всего мира – японцы, китайцы, американцы, бразильцы, россияне, бельгийцы, нидерландцы, итальянцы. Ими создаются маленькие современные садики. В целом, схема всей территории выглядит следующим образом: вокруг шато разбит английский парк, затем идет зона фестивальных садов. Они очень концептуальные – в этом году темой были Семь смертных грехов; например, в саду Гнева - Pour L’amour De Tongariro - авторов Грегори Дюбю (Grégory Dubu) и Розенна Дюлей (Rozenn Duley) происходит настоящее извержение вулкана. Третья часть территории посвящена современному искусству, и там можно найти таких художников как Винсент Валле (Vincent Vallee), русские художники садов Николай Полисский, Иван Занчевский. Шомон соединяет в себе всё это.

Сад Green Without Greed, Katherine LEISE, étudiante et Jessica CANFIELD, преподаватель Kansas State University

Сад Green Without Greed, Katherine LEISE, étudiante et Jessica CANFIELD, преподаватель Kansas State University

- Эти инсталляции постоянные или временные?

- Некоторые из них постоянные. Остальные же меняются каждый год.

Сад Purgatorium – «Чистилище», ландшафтные дизайнеры Дэвид Зитер, Элоди Эгонно, Сесиль Хоуэл, Лет Кунг Джин Чо

Сад Purgatorium – «Чистилище», ландшафтные дизайнеры Дэвид Зитер, Элоди Эгонно, Сесиль Хоуэл, Лет Кунг Джин Чо

- Какие на ваш взгляд сейчас преобладают актуальные тенденции в садовом искусстве?

- Сейчас есть определенная тенденция к созданию экологических садов. Все больше садов, где уделяется особое внимание использованию воды, постоянных растений вместо одногодок. Работать надо не против природы, а совместно с ней. Другой популярной тенденцией являются «совместные» сады, над которыми трудятся разные люди, объединяясь, чтобы достичь желаемого результата. И, наконец, третья тенденция – это творческие сады, сады, созданные художниками-пейзажистами. В них цвет и форма растений используются как краски на холсте.

Сад Purgatorium – «Чистилище», ландшафтные дизайнеры Дэвид Зитер, Элоди Эгонно, Сесиль Хоуэл, Лет Кунг Джин Чо

Сад Purgatorium – «Чистилище», ландшафтные дизайнеры Дэвид Зитер, Элоди Эгонно, Сесиль Хоуэл, Лет Кунг Джин Чо

- Какие инновации вы можете отметить в эстетике садов?

- На такой вопрос совсем не просто ответить. У нас, в Шомоне, каждый год случается использование новых материалов. Здесь едва ли можно выделить все тенденции – ежегодно мы видим здесь что-то новое.

Сад Paradis Inverse, архитекторы Ари ван дер Ут и Ришар ван дер Берг

Сад Paradis Inverse, архитекторы Ари ван дер Ут и Ришар ван дер Берг

- Какие сады в этом году понравились вам больше всего?

- В этом году мне очень понравился сад Paradis Inverse, украшенный автомобильными шинами архитекторов Ари ван дер Ут (Arie Van Der Hout) и Ришар ван ден Берг (Richard Van Den Berg). Пейзажисты обращают внимание на потребительство и расточительство: мы меняем машины каждый год, а одновременно продолжаем топтать растения и вырубать леса. Другой понравившийся мне сад изображает белый стол, покрытый лакомствами. Мы уже говорили о садах, изображающих грехи. Очень тяжело выбрать что-то одно, потому что они все мне очень нравятся.

Сад Paradis Inverse, архитекторы Ари ван дер Ут и Ришар ван дер Берг

Сад Paradis Inverse, архитекторы Ари ван дер Ут и Ришар ван дер Берг

- В чем принципиальная разница между современными и историческими садами?

- Современные сады – результат исследований и расчетов. Безусловно, есть великие традиции английских, французских садов, но здесь очень серьезно повлиял двадцатый век – войны разрушили не только архитектуру, но и сады. И теперь у нас есть определенное белое пятно, своеобразная «амнезия», позволяющая освободить разум для создания новых садов. Отойдя от традиций, можно заниматься изобретательством.

© Betty Bui, сад Parc du Goualoup © E. SANDER

© Betty Bui, сад Parc du Goualoup © E. SANDER

- Сколько новых садов появилось в этом году?

- Тридцать. Двадцать пять или двадцать шесть в рамках конкурса, а остальные по приглашению. Каждый год мы получаем тридцать новых произведений садового искусства – это серьезная цифра. С 1992 года мы в общей сложности создали шесть сотен садов.

Сад Pour l'amour de Tongariro, Грегори Дюбю и Розенн Дюлей

Сад Pour l'amour de Tongariro, Грегори Дюбю и Розенн Дюлей

- Все ли сады готовы уже весной?

- Да.

Сад Péches virtuels © E. SANDER

Сад Péches virtuels © E. SANDER

- А сколько садов было на первом фестивале?

- Если я правильно помню, пятнадцать.

Сад Ma Cassette © E. SANDER

Сад Ma Cassette © E. SANDER

- Как появилась идея проводить фестиваль?

- Это была эпоха возрождения интереса к садам. Показалось логичным привлечь еще большее внимание публики.

Сад Paradigme © E. SANDER

Сад Paradigme © E. SANDER

- Кто был организатором первого фестиваля?

- Это был журналист, Жан-Поль Пижо (Jean-Paul Pigeat).

Шомон-на-Луаре

Шомон-на-Луаре

- Журналист, писавший про сады?

- Вовсе нет, он занимался разными сюжетами.

Шанталь Коллё-Дюмон

Шанталь Коллё-Дюмон

- В какую сторону больше идет развитие садов – в сторону лэнд-арта или в сторону практичных садов?

- Я бы сказала, что ни туда, ни туда. И то, и другое сейчас в равной мере популярно.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться