INTERNI
11.05.2016
Искусство недосказанного: японская керамика на выставке в Милане
Искусство недосказанного: японская керамика на выставке в Милане

Искусство недосказанного: японская керамика на выставке в Милане

В Милане в галерее Officine Saffi прошла выставка, посвященная творчеству пяти крупнейших японских керамистов.

На выставке «Югэн, современная японская керамика» демонстрировались работы пяти мастеров, принадлежащих к трем различным поколениям. Кейдзи Ито и Ясухиса Кохияма родились в 1935 и 1936 годах, Сёдзо Митикава и Синго Такеути в 1953 и 1955 годах и Кадзухито Нагасава в 1968-м.

Несмотря на различия в возрасте и особенности творческого почерка работы отражают общий источник вдохновения – понятие «югэн». В японском языке югэн означает чувство неосязаемого, недосказанного, красоты, скрытой в глубине вещей. Вот почему некоторые представленные на выставке предметы могли показаться незавершенными, неброскими, «неправильными» с точки зрения европейского понятия о прекрасном. Так, галерея Officine Saffi дала всем шанс погрузиться в мир загадочной японской культуры.

Работы Ясухиса Кохияма, Сёдзо Митикава, Кадзухито Нагасава, Кейджи Ито, Синго Такеути

Работы Ясухиса Кохияма, Сёдзо Митикава, Кадзухито Нагасава, Кейджи Ито, Синго Такеути

Кадзухито Нагасава - самый молодой из пяти мастеров. Родился в 1968 году в Осаке. Его работы, как правило, состоят из нескольких элементов, выполненных из разных материалов: керамика соединяется с металлом, стеклом или деревом. Это может быть одна небольшая деталь – основание или крышка сосуда. Внутри каждого объекта он обязательно помещает старую бумажную этикетку, воплощая таким образом намерение сохранить свои драгоценные воспоминания – kioku. Особое значение имеет качество поверхности. Прошедшие через стадию восстановительного обжига задымленные горшки кажутся отмеченными временем.

Вазы из серии Kioku, 2015, глина, железо. 34x46, 5x47 cm

Вазы из серии Kioku, 2015, глина, железо. 34x46, 5x47 cm

Кейджи Ито родился в 1935 году в городе Токи, в префектуре Гифу, ранее называвшейся провинцией Мино, известной своими ремеслами. Учился живописи в Университете искусств в Мусасино. Затем увлекся керамикой. На формирование Ито как художника повлияла встреча с Сакузо Хинено, который открыл для него современное видение искусства керамики. Одним из первых Ито начал создавать из обожженной глины нефункциональные трехмерные объекты, напоминающие скульптуры. На пути к признанию ему пришлось преодолеть немало трудностей, так как в Японии всегда предпочитали практичные вещи из керамики. Начав с переосмысления традиционных мотивов японского искусства, он движется к все более обобщенным монументальным образам.

Ясухиса Кохияма родился в 1936 году в Сигараки, важнейшем центре производства керамики в Японии. В возрасте 15 лет начал работать гончаром на одном из крупнейших местных производств. В 1969 году Кохияма открыл свою студию и начал разрабатывать собственные методы моделирования и обжига, работая с местной, тяжелой в обработке глиной. Он был первым японским художником, начавшим использовать метод резки гончарного изделия для получения новой скульптурной формы. Знаком его фирменного стиля стали волнистые края предметов с активными вырезами или словно выветренными временем.

Ясухиса Кохияма за работой

Ясухиса Кохияма за работой

Синго Такеути родился в 1955 году в городе Сэто, старейшем керамическом регионе Японии. Учился в Институте керамических исследований в префектуре Айти. В 1982 году Такеути обзавелся своей собственной мастерской и печью для высокотемпературного обжига. Художник творит свои скульптурные объекты вручную, балансируя между органикой и геометрией. Его сосуды напоминают то сплетенные туловища змей, то завязанные сложнейшим образом узлы. Поверхности предметов декорированы сдержанной по тону росписью или тонкой гравировкой, и все – на основе позаимст­вованных в самой природе мотивов. Работы Такеути представлены в коллекциях крупнейших музеев по всему миру и в частных галереях.

Сёдзо Митикава широко известен во всем мире как один из лучших современных мастеров. Его скульптурные работы украшают коллекции большинства важных музеев по всему миру. Митикава родился в 1953 году на острове Хоккайдо. Изучал экономику и бизнес, но затем увлекся керамикой. Решив посвятить себя этому искусству, он переехал в область Сэто, древнейший центр производства керамики в Японии. Освоив богатые традиции гончарного искусства, мастер создал ряд собственных приемов. Свои граненые и крученые горшки он создает на гончарном круге, но весьма необычным способом. Готовая форма обрезается при помощи гитарной струны, а затем деформируется и скручивается по спирали вокруг своей оси.

Больше фотографий вы найдете в журнале INTERNI Russia №48. Вы можете скачать iPad-версию или электронную версию для всех носителей или подписаться на печатный журнал.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться