Интерьеры
09.02.2016
Как в советском метро решалась проблема освещенности?
Как в советском метро решалась проблема освещенности?

Как в советском метро решалась проблема освещенности?

Освещение метрополитена — одна из самых интересных тем светодизайна, а в случае с московским метро — еще и одна из самых консервативных. Нормы его освещенности, прописанные в 1950-х, не менялись вплоть до 2003 года. 

Человек, попадающий в подземку, редко задумывается, что именно общий свет, играющий ключевую роль в освещении метрополитена, позволяет ему преодолеть естественный страх абсолютной темноты в замкнутом пространстве. Поэтому создание приемлемого уровня освещенности, наиболее приближенного по спектру к естественному солнечному, является здесь важнейшей задачей.


Несмотря на понимание важности этого аспекта советскими архитекторами и проектировщиками, освещение станций метро по преимуществу было минимальным — достаточным лишь для обеспечения безопасности пассажиров. В настоящее время требования к освещению существенно изменились, теперь его концепция предполагает раскрытие архитектурно-художественного облика станций, а заодно и повышение комфорта пассажиров за счет увеличения их освещенности. Например, в ходе работ на станции «Смоленской» (Арбатско-Покровская линия, 1953) были установлены  энергосберегающие лампы с высокой светоотдачей и улучшенной цветопередачей, за счет чего три вида отделочного мрамора (белый, черный и красный) стали смотреться еще лучше.


Уникальность московского метро — в огромном количестве осветительных приборов «дворцового» типа, среди которых канделябры, бра, торшеры и люстры. Последние — со множеством источников света, что оборачивается головной болью для сотрудников метрополитена: обслуживать такие конструкции сложно, а замена перегоревших ламп затруднена или вовсе невозможна в силу их расположения. С точки зрения исторической ценности эти люстры вообще неприкасаемые, поэтому при модернизации освещения станций старой постройки изменения коснулись только источников света: лампы накаливания были заменены на люминесцентные с ПРА — они не только повышают уровень освещенности, но и служат существенно дольше.
В чашах торшеров установлены специально сконструированные светильники, которые дополнительно освещают предэскалаторную зону. К слову, в подобных торшерах всегда используется либо отраженный свет, либо матовые рассеиватели, исключающие ослепление пассажиров.


Читайте статью целиком: Свет в метро. Московский опыт

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться