Новости
АВТОР: Дарья Безмен
08.06.2011
Художник Рина Банержи
Художник Рина Банержи

Художник Рина Банержи

Rina Banerjee

Rina Banerjee

Порталу RDH.RU Рина Банержи рассказала о том, что такое глобальная идентичность и существуют ли границы между современным искусством и дизайном.

Музей восточных искусств Парижа (Musée Guimet) в рамках индийских сезонов-2011 проводит персональную выставку знаменитой американской художницы индийского происхождения Рины Банержи (Rina Banerjee).

«Химеры Индии и Запад» - это экспозиция скульптуры и инсталляций, сделанных из колониальных арт-объектов и пластика, найденных на улицах Нью-Йорка. Предметы современного искусства расположены среди экспонатов музея, датированных сотнями и тысячами лет. Художница предлагает под новым углом взглянуть на сложные и противоречивые отношения азиатской цивилизации и Запада.

В эру глобализации должно ли искусство обладать национальной идентичностью? Можете ли вы назвать себя художником, представляющим какую-то определенную культуру?

«Восток» и «Запад» – это старые понятия, изобретенные когда-то западным миром, чтобы обозначить и утвердить свои имперские интересы в бывших колониях. К сожалению, эти понятия до сих пор эффективно работают, чтобы человек с Востока почувствовал себя подавленным и угнетенным. В своих работах я, конечно, отталкиваюсь от дуализма, однако эта концепция уходит в прошлое. Я склоняюсь к множественной структуре, ведь благодаря глобализации у нас появился свободный рынок, теперь мы знаем гораздо больше друг о друге, чем когда-то в период средневековых завоеваний.

Можете привести наглядный пример?

Пару дней назад я ехала в парижском метро и услышала разговор американца, приехавшего из США, и женщины из Чешской Республики. Очевидно, они были коллегами по работе, приехавшими на какой-то совместный семинар. Из их разговора я почувствовала, что они воспринимают друг друга как абсолютно разных людей из разных стран, с собственной культурной и социо-политической идентичностью.

Их разговор был несколько натянут и предсказуем, потому что каждый был уверен в превосходстве своей национальной культуры над другой. В конце концов разговор зашел о необходимости доступного образования. Я не сомневаюсь, что каждый из них мог сказать что-то важное на эту тему, но в их позициях было столько предубеждений! Каждая культура заключает в себе наследие предрассудков, определяющих, что такое стабильность, доступность и открытость. Вот почему необходим международный культурный диалог, чтобы избавиться от предрассудков и понятий прошлого. Ценность человеческой жизни варьируется в зависимости от культурного контекста и географического расположения. Сегодня эти два понятия перестают существовать, стираются границы между странами, культурами и идентичностями.

Место больше не влияет на эволюцию человеческой личности. Сегодня происходит формирование новой диаспоры, новой глобальной идентичности, которая позволит людям обладать большими знаниями, опытом и свободой. В этой системе не будет больше места ни угнетателям, ни угнетаемым. Это будет прозрачный мир, где культура будет утилитарным предметом.

«Зимний цветок», Рина Банержи

«Зимний цветок», Рина Банержи

Ваши работы часто можно увидеть на дизайнерских выставках, хотя они относятся к предметам современного искусства, а не к дизайну. На ваш взгляд, как сегодня взаимосвязаны эти два понятия?

С точки зрения искусства, дизайну сегодня уделяется гораздо больше внимания, чем раньше. Аукционные дома зачастую одинаково оценивают предмет дизайна и арт-объект. Я думаю, что задача художника – произвести уникальный, единичный продукт. Дизайнер же проектирует новые предметы для покупателей, но в связи с их массовым производством они становятся менее интересными для коллекционеров. В наше время мы видим, как стираются границы между дизайном, архитектурой, модой и искусством. Это порождает новые формы творчества, дает больше свободы для молодых художников и дизайнеров. В современном искусстве редко кто пользуется каким-то одим средством выражения, сегодня это и скульптура, и графика, и живопись, и видео-арт.

Кресло работы Рины Банержи

Кресло работы Рины Банержи

Смешение жанров позволяет рассматривать артефакты из экзотических стран как предмет современного искусства. Художественные идеи кочуют из одного культурного пространства в другое, и мы уже не можем отказать им в художественной ценности только из-за того, что у нас другие представления о красоте, потому что у нас разные национальности, возраст или социальное положение. Я часто слышу споры об авторстве некоторых идей. Неужели это до сих пор важно, если один художник что-то придумал, а второй, следовательно, скопировал его идею? В мультикультурном мире практически невозможно проследить эти взаимосвязи.

Я не думаю, что художник или дизайнер должен быть верен культуре, в которой он родился и вырос. Меня не очень интересуют аутентичные художники, у которых предвзятое отношение к новым идеям. Я люблю искать и находить новые впечатления, источники вдохновения в культурах самых разных народов – в Новой Гвинее, на Филиппинах, в Китае, Корее, в исламской, греческой, ассирийской культурах. Меня всегда интересуют сразу многие дисциплины – текстиль, промышленность, ювелирное искусство, архитектура... Мне нужно впитать, пропустить через себя очень многое, чтобы создать что-то уникальное.... И поэтому я не лучший представитель какой-то одной взятой культуры.

Работа дизайнера и художника Rina Banerjee

Работа дизайнера и художника Rina Banerjee

Экспонаты выставки Рины Банержи в Париже

Экспонаты выставки Рины Банержи в Париже

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться