Архитектура
24.03.2016
Алехандро Аравена: «долг современной архитектуры – служить социальному равенству»
Алехандро Аравена: «долг современной архитектуры – служить социальному равенству»

Алехандро Аравена: «долг современной архитектуры – служить социальному равенству»

В течение многих лет основную часть профессиональной деятельности Аравены составляют возведение жилья для малоимущих, потребность в котором особенно в странах Латинской Америки очень велика, и строительство на территориях, пострадавших от природных и гуманитарных катастроф. С 2006 года, когда выпускник Католичес­кого университета в Сантьяго и факультета архитектуры Венецианского университета основал занимающуюся социальными проектами компанию Elemental, на ее счету более 2500 объектов социального жилья на территории Чили и Мексики. Собственно проектирование – лишь часть этой деятельности: архитектору постоянно приходится бороться с нежеланием государств серьезно решать жилищные проблемы бедного населения. В 2003 году архитектор выбил у правительства Чили субсидии и возвел на севере страны сто индивидуальных домиков, за которые новые жильцы заплатили очень небольшую сумму – всего около 7000 евро. В 2010 году Аравене и его коллегам удалось всего за 100 дней разработать проект восстановления и строительства жилья в пострадавшем в результате землетрясения и цунами городе Конститусьон.

Центр инноваций Католического университета Чили Anacleto Angelini в Сантьяго. Фото: Felipe Diaz, Nina Vidic, James Florio

Центр инноваций Католического университета Чили Anacleto Angelini в Сантьяго. Фото: Felipe Diaz, Nina Vidic, James Florio

 Но и чисто с точки зрения проектирования, архитектура, которой посвящает себя Алеханро Аравена, далека от клише и стереотипов. Один из самых известных его проектов – открывшийся в 2011 году в Сантьяго Центр инноваций Католического университета Чили Anacleto Angelini – решен в необычном для проекта подобного назначения ключе. Изначально заказчик, концерн Grupo Angelini, выразил желание создать инновационный центр, в котором предприниматели, исследователи и студенты имели бы возможность работать над совместными проектами, делая более эффективным всю последовательность научного процесса, от генерации идей до их практического воплощения. Следуя за функциональной составляющей, облик центра также должен был стать инновационным. Именно поэтому вместо привычного остекленного по периметру здания Аравена предложил высокий атриум, вокруг которого формируется массивное, но проницаемое кольцо офисов, 
конференц-залов и переговор­ных. Строгая геометрия и сильная монолитная форма позволяют зданию не зависеть от меняющихся архитектурных трендов и выглядеть вне времени.

Прогулочная зона в городе Конститусьон, пострадавшем от землетрясения и цунами в 2010 году. Фото: Felipe Diaz

Прогулочная зона в городе Конститусьон, пострадавшем от землетрясения и цунами в 2010 году. Фото: Felipe Diaz

 В одном из своих интервью Аравена определил эстетику своей архитектуры как «инкрементальную» – то есть пошаговую, постепенно развивающуюся. Структуры, проектируемые Аравеной, всегда обладают некой незаконченностью. Это свойство, на взгляд архитектора, очень ценно, особенно для проектируемого из бетонных блоков недорогого жилья, позволяющего людям самим дополнить «готовую архитектуру». Комментируя решение жюри Притцкеровской премии, его председатель Том Притцкер отметил, что жюри выбрало архитектора, «который углубляет наше понимание того, что такое действительно отличный дизайн. Его произведения социально ориентированы, энергоэффективны, обеспечивают уютное общественное пространство, предусматривают меры защиты от стихийных бедствий. Он демонстрирует, как архитектура в будущем может улучшить жизнь людей».

Кампус университета St. Edwards в городе Остин, штат Техас фото: Cristobal Palma

Кампус университета St. Edwards в городе Остин, штат Техас фото: Cristobal Palma

Читайте также: Интерьеры и предметы, вдохновленные творчеством Дэвида Боуи

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться