Архитектура
АВТОР: Дарья Безмен
01.12.2010
Большие королевские конюшни Версаля
Большие королевские конюшни Версаля

Большие королевские конюшни Версаля

Большие королевские конюшни

Большие королевские конюшни

При слове «Версаль» мы сразу представляем роскошные интерьеры королевского дворца. Нам мерещатся тонны золота и серебра, и мы в вихре безудержной фантазии кружим по залам, замирая перед метровыми зеркалами. Но вот свет гаснет, экскурсовод выводит последних посетителей, и наступает  тишина. Музейное пространство, как надменная красотка в отсутствии поклонников, – не греет. Как же превратить здание XVII века в живой организм, взаимодействующий с современными реалиями и при этом не утратить культурно-исторический облик?

Большие королевские конюшни и лошади Бартабаса

К комплексу Версальского дворца относятся и Большие королевские конюшни. Со временем они утратили свое предназначение и служили чуть ли не складами. Все это продолжалось до момента, когда здание было передано Бартабасу – основателю и художественному руководителю французского конного театра «Зингаро». Для реконструкции здания Бартабас пригласил архитектора Патрика Бушона, с которым уже осуществил несколько проектов.

Художник Жан-Луи Соват, архитектор Патрик Бушон и Бартабас

Художник Жан-Луи Соват, архитектор Патрик Бушон и Бартабас

Бартабас говорит: «Я всегда мечтал сделать зрительный зал, подобно театральному, а не как обычно в манеже, когда на лошадей смотрят  сверху вниз. У меня была идея создать театр с балкончиками  и ложами. Для меня очень важно, чтобы был обмен энергией со зрительным залом и публика физически ощущала присутствие на сцене лошадей, могла почувствовать запах, дыхание лошади, которая проносится мимо».

Манеж для тренировок

Манеж для тренировок

Манеж для спектаклей

Было принято решение сделать два манежа: открытый для тренировок и закрытый для спектаклей. Главный манеж спроектирован, как театральная сцена с небольшим зрительным залом, конструкция которого сделана из дерева. Это уникальное сооружение мобильно, в случае переезда или длительных гастролей балки можно демонтировать.

Зрительный зал

«Необработанное дерево, – говорит Патрик Бушон, – создает эффект уютного загородного дома. Это ощущение необходимо для компенсации холода, идущего от толстых каменных стен манежа. Кроме того, каждая деталь конструкции сделана вручную, так же как и люстры. В моей практике это первый проект, когда мы  почти  не использовали материалы фабричного производства».

Люстры в манеже для спектаклей

Помещение кажется  большим за счет небольших архитектурных хитростей.  В стены вмонтированы зеркала из муранского стекла, которые визуально увеличивают объем: вместо трех лошадей зрители видят шесть, а в отражении противоположных зеркал их вообще девять. Сферические канделябры отражают свет, наполняя манеж дополнительными  бликами. Идеи освещения и мобильной  конструкции из дерева были позаимствованы архитектором у средневекового театра Фарезе в Парме. Стеновые росписи выполнил художник Жан-Луи Соват. Он придумал  будто нарисованные углем фрески, которые напоминают наскальные рисунки. Соват признается: «Я был абсолютно свободен в выборе техники фрески и писал, как видел. Для меня это была почти игра. Фрески выглядят как незавершенные эскизы, поэтому процесс творчества продолжается у вас в голове».

 

 

Фрески в манеже для спектаклей

Конюшни были спроектированы с учетом «гармонии объемов», которую требовал Бартабас для комфортного содержания лошадей. Старые клетки были заменены просторными деревянными боксами, сквозь которые проникает естественный свет. Вдоль стен повешены старинные светильники, напоминающие уличные фонари. Брусчатка на полу сохранилась с XVII века, этот прочный материал веками  не изнашивается даже под сотнями копыт. После окончания работ сюда были привезены лошади лузитанской породы, белые статные скакуны, точно такие же, как были при королях.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться