Архитектура
АВТОР: Светлана Янкина
15.11.2010
Проект-невидимка для реконструкции музея «Альбертинум»

Проект-невидимка для реконструкции музея «Альбертинум»

Музей «Альбертинум»

Музей «Альбертинум»

Альбертинум, входящий в состав художественных собраний Дрездена,  открылся летом 2010 года после масштабной шестилетней реконструкции. В результате переделки барочное здание приобрело ультра-современный вид, новые экспозиционные площади и необычное фондохранилище на 17-метровой высоте, словно парящее над внутренним двором музея.

Проект музея

Проект музея


Ради нового депозитария, собственно, все и затевалось. Прежний служил запасником не только для Альбертинума, где с конца XIX века показывали скульптуру, но и для других дрезденских музеев. Он находился в подвальных помещениях и был затоплен во время  наводнения 2002 года. Тогда стало ясно, что катастрофа может повториться, а рисковать бесценной дрезденской коллекцией искусства больше никто не хотел.

На помощь Альбертинуму пришли более сорока немецких художников, которые передали на благотворительный аукцион свои произведения. Среди них были Георг Базелиц и Герхард Рихтер, чьи работы на арт-рынке стоят миллионы евро. На торгах, состоявшихся вскоре после наводнения, было выручено 3,4 миллиона евро. Эта сумма и положила начало финансированию проекта музейной модернизации, которая в общей сложности обошлась более чем в 50 миллионов евро.

В конкурсе на реконструкцию принимали  участие более 90 архитекторов со всего мира, в том числе и всемирно известный Норман Фостер. Победителем же стал берлинский архитектор Фолькер Штааб, глава Staab architekten, предложивший гениальное  в своей простоте решение: перенести фондохранилище и мастерские повыше от земли, в новую надстройку над Альбертинумом. По словам самого Штааба, не могло быть и речи о том, чтобы она опиралась на стены здания XVI века, чуть ли не единственного уцелевшего в Дрездене после бомбардировок союзников в 1945 году.

Открытое хранение скульптуры в холле 1-го этажа

Открытое хранение скульптуры в холле 1-го этажа

В результате двухэтажная конструкция весом в 2,7 тонны, которая накрыла внутренний двор Альбертинума, возводилась по принципу строительства мостов: одной опорой для нее стали колонны позади фасада музея, а другой – шахта лифта. Получается, будто надстройка словно парит в воздухе, вместе с тем представляя с музеем единое целое.

Хранилище музея «Альбертинум»

На ее первом этаже по плану архитектора разместилось фондохранилище с совершенной системой безопасности и пожаротушения, а на втором – просторные реставрационные мастерские.

При этом «новодел» совершенно незаметен, и Штааб шутит по этому поводу, что он осуществил первый свой невидимый проект. Когда находишься в появившемся после реконструкции атриуме музея, то его основание выглядит просто как потолок из пропускающего дневной свет белого матового стекла, а снаружи он закрыт мансардами, которые были в Альбертинуме и раньше. Планируется, что со временем в атриуме, который до реконструкции был просто двором-колодцем,  будут проходить концерты классической музыки, а пока же там находятся музейный магазин, кафе и входы в экспозиции.

Атриум со скульптурами Стеллы Хамбер

Атриум со скульптурами Стеллы Хамбер


Сейчас в Альбертинуме можно увидеть не только коллекцию скульптуры, с которой начиналась история музея, но и произведения немецких художников в Галерее новых мастеров. Кроме того, в музее сейчас работает временная выставка «Земля обетованная», которую руководство художественных собраний Дрездена проводит в знак благодарности художникам, предоставившим свои работы на аукцион. В экспозиции представлены проданные тогда лоты.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться