Архитектура
АВТОР: Дарья Безмен
11.10.2010
Музей Палеонтологии в Немуре

Музей Палеонтологии в Немуре

Музей Палеонтологии в Немуре

Музей Палеонтологии в Немуре

Середину 1970-х – начало 1980-х годов во Франции называют «золотым веком» музеев. В этот период правительство страны активно занималось созданием новых жилых территорий и переустройством уже обжитых земель в окрестностях Парижа. Нужно было рассредоточить население, предоставив комфортные условия для проживания за пределами границ больших городов.

Чтобы привлечь новых жителей, а также удержать тех, кто стремился уехать из провинциальных городков, правительство Франсуа Миттерана призвало на помощь региональные отделы по делам культуры. Идея заключалась в том, чтобы культурное наследие – музеи, замки, национальные парки – вновь стало веским аргументом в пользу престижа того или иного региона.

Подействовал ли культурный магнетизм на сознание горожан – доподлинно неизвестно, но в деле сохранения и развития памятников культуры и искусства эта концепция сыграла выдающуюся роль. На протяжении 1980-х годов реконструкцией и строительством музеев занимались лучшие архитекторы, использовались новейшие материалы – заказчик в лице правительства не скупился на средства.

Исторические, археологические, научно-технические музеи, галереи искусств становились буквально витринами, центрами притяжения своего региона, что естественным образом влияло и на его экономику.

Одним из первых появился Музей Палеонтологии в городке Немур (Mus?e d?partemental de Pr?histoire d’?le-de-France), примерно в часе езды от Парижа. Он был создан в самом настоящем лесу, где раньше были непроходимые дебри.

Архитектор проекта Ролан Симуне к 1980 году уже был обладателем национальной архитектурной премии Франции, потому позволил себе полную свободу творчества. Он был одержим любовью к природе и идеями Ле Корбюзье. Сначала была сделана полная топографическая съемка местности, где было указано каждое дерево. Минималистическое здание из грунтового бетона и стекла должно было мимикрировать под окружающие скалы из песчаника. Согласно задумке архитектора здание музея будет обветриваться и стареть вместе со средой, лесом и тысячелетними камнями, пока окончательно не впишется в природный ландшафт.

Симуне стремился «замаскировать» здание и подчеркнуть взаимосвязь палеонтологической экспозиции и живой природы. Стеклянные параллелепипеды в бетонных рамах, переходящие один в другой, внутри представляют собой музейные залы. Как и в доисторические времена, основным источником освещения в помещениях является дневной свет, который льется отовсюду: Симуне создал внутри здания подобие стеклянного лабиринта, и независимо от направления взгляда кажется, что экспонаты находятся под открытым небом.

Музейные пространства расположены на разных уровнях, например, экспозиция раскопок археологической экспедиции находится ниже уровня почвы так, что сливается с землей за окном. Благодаря столь тонкому отношению архитектора к задаче реконструкции доисторической жизни, в центре внимания находится музейная экспозиция, а не здание. Впоследствии Симуне осуществил еще несколько успешных проектов, в том числе реконструкцию знаменитого Музея Пикассо в Париже, и, тем не менее, именно этот небольшой музей признан лучшей из всех работ архитектора и включен в список важнейших исторических памятников как «наследие ХХ века».

В период «золотого века» музеев во Франции были реконструированы и построены десятки памятников архитектуры. Малые города и поселки, гордые своим историческим наследием, продолжают развиваться, привлекать туристов, а также новых жителей, которые теперь уже стремятся уехать из больших городов. На фоне сегодняшнего интенсивного развития Московской области этот пример показывает, как можно не только финансово прославиться, но и сделать из девелоперского проекта культурное наследие страны.

 




Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться