Архитектура
АВТОР: Дарья Безмен
31.08.2010
Церковь Ле Корбюзье в Зеленом Фирмини

Церковь Ле Корбюзье в Зеленом Фирмини

Церковь Ле Корбюзье в Зеленом Фирмини

Церковь Ле Корбюзье в Зеленом Фирмини

Понадобилось больше 50 лет, чтобы один из самых выдающихся проектов Ле Корбюзье полностью воплотился в жизнь. «Квартал Ле Корбюзье» (Site Le Corbusier) в Фирмини стал причиной просьбы властей о внесении города в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Небольшой городок Фирмини во французской провинции  был известен своими угледобывающими предприятиями. Отсюда слава не очень опрятного и мало интересного захолустья. Однако с приходом мэра Эжена Клода Пети в 1953 году  город начал преображаться. Бывший соратник генерала  де Голя, министр реконструкции и городского планирования с энтузиазмом взялся за реформы во  вверенном ему городе.  Эжен Пети  был в дружбе с тогда уже знаменитым Ле Корбюзье и разделял  градостроительную философию мэтра: «условия  жизни – работы – отдыха и транспортного сообщения» в совокупности должны обеспечивать горожанину полный комфорт.

Устаревший жилой фонд, недостаточное водоснабжение, отсутствие инфраструктуры – вот та база, на которой был создан  квартал Зеленый Фирмини, принесший городку всемирную славу. Первым шагом реконструкции стало строительство культурного центра, стадиона, бассейна,  жилого дома и церкви Сен-Пьер (l’Eglise Saint-Pierre). Как это обычно бывает, на духовные ценности денег не хватило, кроме того, местный приход отказался  финансировать проект церкви. В общем, неудивительно, даже сейчас,  уже в построенном виде,  церковь больше напоминает языческий полукруглый храм, а не традиционную католическую постройку. Сам Ле Корбюзье был убежденным атеистом, однако считал, что  для комфортноой жизнедеятельности человека необходимы  не только социальные институты, но и духовное прибежище. Вскоре после начала проекта в Фирмини  Ле Корбюзье погиб, поэтому не увидел результат этой масштабной  работы.

Церковь Сен-Пьер в Зеленом Фирмини

Сейчас весь комплекс, наконец, завершен.  И последним зданием, построенным в рамках проекта, стала церковь.  В 2006 году ее закончил ученик Ле Корбюзье  – Хосе Убрери. Он скрупулезно следовал чертежам мэтра, не отступая ни на шаг от его идей. Однако в строительстве были использованы новейшие материалы и технологии, о которых архитектор не мог знать, поэтому сейчас авторство Ле Корбюзье ставят под сомнение. Убрери считает, что, если здание будет иметь успех, его назовут проектом Ле Корбюзье, а если нет – то строением Убрери. Как бы там ни было, церковь Сен-Пьер является уникальным примером  сакральной архитектуры.  Когда, наконец,  здание  выросло  на фоне окрестных холмов, стало очевидно, что проект не просто не устарел, а по смелости идей превосходит  многие  современные.

Церковь Сен-Пьер в Зеленом Фирмини

Церковь представляет собой усеченный конус  длиною 33 метра  на прямоугольном основании, каждая из сторон которого равна 25,50 метра. Корпус здания венчает неф,  его восточная сторона  прорезана световыми отверстиями в форме созвездия Ориона.  Первый этаж здания  Ле Корбюзье спроектировал  для приходских нужд.  Сейчас здесь располагается центр по изучению наследия архитектора. Залы первого этажа, соединенные  лестничными переходами и коридорами, перетекают один в другой. Верхнюю секцию  полностью занимает неф с двумя часовнями. Здесь находятся алтарь и   напротив него деревянные скамьи для прихожан, устновленные полукругом на двух разных уровнях. Как всегда, у Корбюзье внутренней отделки не существует: стены, полы, потолки – все сделано из одного материала – бетона. Местами этот материал напоминает  природный камень. Удивительно, что  внешне грубое,  однотонно-серое сооружение внутри преображается. Мастер контрастов создал в своей церкви потрясающий эффект игры света и цвета. По периметру  нефа вместо окон сделаны отверстия, выкрашенные изнутри  яркими цветами. Когда свет проникает сквозь эти лазейки  в помещение, создается эффект искусственной подсветки: красный, желтый, зеленый, синий струями переливаются на  бетонных стенах нефа.  Тон задают два основных луча, идущих с крыши – в куполе сделаны два отверстия-трубы. Этот прием – визитная карточка архитектора. Дополняет картину созвездие Ориона – можно бесконечно смотреть на эти маленькие звезды, так искусно размещенные на бетонном небе.

В церкви не ведутся службы, редкий турист заглядывает внутрь. Может быть, поэтому  даже еле заметный звук так жадно уносится эхом ввысь. И кажется, что именно из этой церкви, построенной вопреки канонам, голоса просящих  должны отправляться прямиком в небеса.

Церковь Сен-Пьер в Зеленом Фирмини

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться