OBJEKT
АВТОР: Дарья Котельникова
10.12.2015
Новые архитектурные решения в выставочных пространствах
Новые архитектурные решения в выставочных пространствах

Новые архитектурные решения в выставочных пространствах

Что такое архитектура выставки? Как сделать так, чтобы зритель пошел в музей? И, наконец, как превратить музей в большой культурный центр? На эти вопросы журналу Objekt отвечает архитектор и руководитель отдела развития выставочного объединения «Манеж» Петр Толпин.

В сквере около музея Вадима Сидура будут проходить лекции и вечерние кинопоказы. Летом работает терраса-кафе, а зимой – каток

В сквере около музея Вадима Сидура будут проходить лекции и вечерние кинопоказы. Летом работает терраса-кафе, а зимой – каток

Команда музейно-выставочного объединения «Манеж» – это прежде всего люди, которым в рекордно короткое время удалось изменить облик и восприятие не только Центрального и Нового Манежа, но также еще пяти, входящих в объединение площадок: Гостиного двора, выставочного центра «Рабочий и колхозница», выставочного зала «Домик Чехова», музея-мастерской Налбандяна и музея Вадима Сидура. Все началось в 2012 году, когда музейно-выставочное объединение, тогда называвшееся «Столица», возглавила Ирина Толпина. В том же году стартовала реконструкция знаменитого, но основательно заброшенного музея скульптора Вадима Сидура.

Как познакомить нового зрителя с искусством Вадима Сидура? Как музей сделать центром притяжения района? Как небольшую институцию превратить в крупный 
культурный центр? И, наконец, каким должно быть общественное пространство в конкретной градостроительной ситуации? – таков далеко не полный список воп­росов, которыми задались авторы проекта нового музея Вадима Сидура. 

Схема музея Вадима Сидура и сквера. Сводчатые арки примыкающей к музейной оранжерее галереи

Схема музея Вадима Сидура и сквера. Сводчатые арки примыкающей к музейной оранжерее галереи



Музей реконструировали, но с хорошими вопросами расставаться не стали. Теперь они превратились в техзадание для всей команды выставочного объединения «Манеж», а отдельным вектором, который особенно заинтересовал наш журнал, стало архитектурное решение проводимых на площадках объединения выставок. «Архитектура выставочного процесса подчиняется каноническим законам архитектуры, – говорит Петр Толпин. – Выставочные проекты – это пространства от 1500 до 5000 м 2, то есть абсолютно архитектурный масштаб. Наша задача – создание логичных пространств, которые подчиняются контенту и взаимодействуют с экспонатами.  У выставочной архитектуры есть свои законы и свои секреты. Например, 500 м 2 застраиваются за два дня. Это от момента прихода строительной бригады и заканчивая развеской. Скоростной характер выставочной архитектуры меня удивляет до сих пор, хотя я работаю в этой сфере уже больше двух лет. 

План первого этажа музея Вадима Сидура

План первого этажа музея Вадима Сидура


Мы используем модульные и каркасные системы, реализуя наши идеи в виде сложных выставочных проектов. Порой архитектурное решение ведет за собой кураторскую часть. Это в случае когда контент бывает очень сложным, представленным многочисленными документами. Так было с выставкой «В штабах Победы. 1941–1945 гг». 
Но бывают и абсолютно бесспорные и безупречные выставки. Яркий тому пример – выставка Питера Гринуэя в Центральном Манеже. Гринуэй сам все спроектировал, и ни один элемент не спорил с другим, все было сбалансировано. Хотя работать в большом Манеже сложно. Это здание не соизмеримо ни с одной проходящей здесь выставкой. И нам нужно всегда находить какие-то решения, чтобы выставка действительно «выстрелила», а не по­терялась в гигантском пространстве.

Проектные решения выставки «КАВЕРВЕРСИЯ. Коллекция Марка Патлиса», главным героем которой стал ковер

Проектные решения выставки «КАВЕРВЕРСИЯ. Коллекция Марка Патлиса», главным героем которой стал ковер


Каждая выставка – это результат отличного взаимодействия и взаимопонимания куратора и архитектора. Без этого может случится то, что было у Эрика Булатова. Архитектура спорила с сильнейшим содержанием, и идеальной выставки, не случилось.Задача куратора – придумать образовательную историю выставки, смысловую нагрузку. А архитектор, зная экспозиционную составляющую, создает весь проект целиком. Сегодня в Москве именно выставочной архитектурой занимается не так много людей. Поэтому сейчас мы видим так много выставок с хорошим контентом, но плохо экспонированных. Но мне кажется, что ситуация меняется и действительно хорошо сделанных выставок станет гораздо больше».

Проектные решения выставки «КАВЕРВЕРСИЯ. Коллекция Марка Патлиса», главным героем которой стал ковер

Проектные решения выставки «КАВЕРВЕРСИЯ. Коллекция Марка Патлиса», главным героем которой стал ковер


Зал выставки «В штабах Победы. 1941–1945 гг.»

Зал выставки «В штабах Победы. 1941–1945 гг.»


Проектные решения выставки «Скульптуры, которых мы не видим»

Проектные решения выставки «Скульптуры, которых мы не видим»

Текст: Дарья Котельникова 
Опубликовано в журнале Objekt Россия №27.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться