Интервью
22.02.2018
Герфрид Стокер об отношениях искусства и города
Герфрид Стокер об отношениях искусства и города

Герфрид Стокер об отношениях искусства и города

Герфрид Стокер, австрийский медиахудожник и инженер по телекоммуникациям, арт-директор музея цифрового и медиаискусства Ars Electronica, недавно выпустил в Санкт-Петербурге с лекцией о влиянии искусства на будущее городской среды. Мы расспросили его о том, как искусство связано с городом.

Герфрид Стокер, австрийский медиахудожник и инженер по телекоммуникациям, арт-директор музея цифрового и медиаискусства Ars Electronica

Герфрид Стокер, австрийский медиахудожник и инженер по телекоммуникациям, арт-директор музея цифрового и медиаискусства Ars Electronica

Как искусство влияло на город в прошлом, и как оно влияет сейчас? Что поменялось?

Я сейчас в том возрасте, когда больше нравится видеть, что есть вещи, которые не меняются. Художники в течение многих веков играли неизменную роль — выступали в роли переводчиков, объясняли людям, что происходит вокруг, говорили о том, что скрыто от понимания. Поэтому они всегда были нужны для того, чтобы города могли быть доступными, познаваемыми. Город тоже всегда влиял на искусство и художников, потому что был местом, в котором больше пространства для новых идей. Возможно, это связано с тем, что в городе проще оставаться анонимным, публично выражать даже странные идеи.

Для развития искусства очень важен момент, когда идея перестает принадлежать кому-то одному и начинает распространяться, когда люди осознают «О, да это же важно!», и мысль или концепция начинает переходить от одного человека к другому. А большинство блистательных идей, течений, которые меняли мир в разные периоды времени, так или иначе начались в городах.

Как изменится город в ближайшем будущем?

Мы можем начать фантазировать с мыслей об инфраструктуре, так как в индустриальный век она играет очень важную роль — с появлением индустрии люди начали в больших количествах уезжать из деревень, многие города появились только потому, что семьям рабочих фабрики надо было где-то жить. Было время, когда мы отталкивались от транспортной инфраструктуры, строили слишком много скоростных автомагистралей, забывая о том, что город для людей, а не для машин. Может быть, сейчас мы точно так же торопимся в желании поскорее развить цифровую инфраструктуру.

Сейчас во всем мире модно говорить о smart city, «умном городе». Мы развиваем цифровую инфраструктуру, системы коммуникации, и снова забываем о людях. Нам нужна интеллектуальная инфраструктура, но необходимо, чтобы она улучшалась не количественно, а качественно, чтобы технологии машинного обучения и искусственного интеллекта применялись для оптимизации жизни в городе, делали ее более продуктивной. Сам процесс роста городов тоже требует оптимизации. Нужно, чтобы во всем этом процессе было лучше видно человека, чтобы горожане сами понимали важность этого процесса, и помочь в этом могут именно художники и деятели искусства.

Коснуться ли эти изменения только мегаполисов, или косвенно затронут и маленькие города?

Для новых цифровых технологий нет разницы между большим и маленьким городом, они не не различают границ и наций. Изменения будут происходить везде, но, конечно, процесс начнется в мегаполисах. Крупные города станут пионерами, потому что многие передовые технологии еще достаточно дороги для повсеместного применения, есть вопросы о том, как их внедрить в наше ежедневное использование. На мегаполисах лежит большая ответственность за то, как будет протекать процесс, поэтому они крайне нуждаются в оптимизации, реорганизации, изменению логистических схем под нужды цифровой экономики.

Чего в современном городе особенно сильно не хватает?

Я — городской житель и большой поклонник самой концепции города, и я не думаю, что в городе чего-то не хватает. Наоборот — здесь наиболее плотная концентрация возможностей, чем может быть где бы то ни было. Если в городе чего-то не хватает, то он в то же время лучшее место для того, чтобы решить эту проблему. Конечно, я не говорю о таких городах, как Лагос, Дакка, городах с высоким уровнем социального неравенства и нищеты — можно составить длинный список того, чего им не хватает. Я имею в виду Петербург, Лондон, Париж, Вену, города с достаточным уровнем благополучия, в которых концентрация возможностей является важной движущей силой. Они гораздо лучше, чем любая другая социальная структура, помогают людям совместно работать над решением какой-либо задачи. Пока мы говорим об абстрактной концепции города — это наиболее успешная модель социальной организации, которую мы придумали за 200 тысяч лет истории Homo Sapiens.

Я понимаю, что это звучит банально, но хочу это подчеркнуть: самое важное в городе — его жители. Сейчас мы уделяем, возможно, слишком много внимания к индустрии, к простому применению технологических возможностей. Я не против технологий, наоборот, я горячий их поклонник, но имеет смысл применять их с человеческой перспективы. Кто может сделать город лучшим местом для жизни? Только его жители. Нужна поддержка городской администрации, кооперация с бизнесом, но то, что нужно больше всего, и без чего улучшений не произойдет — это сами горожане.

Запись лекции доступна здесь.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться