Интервью
АВТОР: Александра Луцива, Софья Троценко
20.09.2017
Софья Троценко о профессии дизайнера
Софья Троценко о профессии дизайнера

Софья Троценко о профессии дизайнера

10-15 октября в Москве состоится Moscow Design Week – событие, которое соберет представителей индустрии дизайна и архитектуры, станет площадкой для презентации и реализации новейших дизайнерских проектов, объединит опыт профессионалов и начинающих дизайнеров. В преддверии выставки организаторы Moscow Design Week встретились с Софьей Троценко, президентом Фонда поддержки современного искусства ВИНЗАВОД и руководителем Школы Дизайна ИОН РАНХиГС – главной образовательно-лекционной площадки MDW.

MDW: Софья, дизайн сегодня является стабильной индустрией в России, с достаточными перспективами развития? Дизайн востребован в современной экономике? Это высокооплачиваемая профессия?

Софья Троценко: Все, что развивается, всегда нестабильно. А дизайн – очень активно развивающаяся индустрия в России. Он сегодня присутствует везде, абсолютно во всех возможных сферах применения, начиная от дизайна упаковки продуктов питания, медицины – всего, с чем мы соприкасаемся прямо или косвенно. Это профессия, которая оплачивается, несомненно, по-разному. Из того, что я наблюдаю, зарплата и возможность зарабатывать в этой профессии зависит от уровня профессионализма и активности самого дизайнера.

Какие перспективы ждут выпускников Вашего факультета и начинающих дизайнеров вообще? 

Перед ними открываются огромные возможности менять мир, и это, наверное, самая важная перспектива, в которой, мне кажется, заинтересован любой молодой человек. С учетом очень широких возможностей сферы применения этой профессии, конечно же, очень важно, чтобы выпускник сам делал шаги навстречу своей карьере.

На сегодняшний день в работах российских профессионалов хватает свободы самовыражения или есть внутренние ограничения, рамки, блоки советского воспитания?

Вы знаете, внутренние ограничения – это вопрос психологии, они есть в каждом человеке. У дизайнеров сегодня хватает свободы самовыражения, но это зависит от того, где дизайнер работает. То есть, если это компания с жесткими  требованиями к реализации стандартов своего фирменного стиля, то возможностей для развития в таком месте мало. Но вообще вариантов для совершенствования, развития своего творческого потенциала и видения у дизайнеров очень много.

Какими профессиональными качествами должен обладать дизайнер, архитектор, современный художник сегодня, чтобы быть успешным?

Несомненно, это свобода мысли, умение создавать новые творческие концепции, желание работать и, конечно, отсутствие лени.

Есть в данных профессиях время и место тонкой душевной организации? Или для успеха сегодня необходим самоконтроль, высокий уровень трудолюбия и целеустремленность?

Это, несомненно, творческая профессия и, как в любой творческой профессии, здесь важное место занимает тонкая душевная организация. Но и в этой деятельности  без трудолюбия и целеустремленности, с моей точки зрения, дизайнеру делать практически нечего.

В одном из интервью Вы заметили, что на выбор профессии и формирование личности влияют события и ситуации в детстве. Помните ли, что повлияло на Вас?

На меня, конечно, повлияло очень много факторов, как на любого человека. Но основное профессиональное формирование произошло, когда я училась в университете.

С какими сложностями Вы столкнулись в начале профессионального пути? Помните свой самый нелегкий проект? 

Мне кажется, что самыми сложными были мои первые профессиональные шаги после института, потому что всё в жизни оказалось по-другому. Это то, к чему мы пытаемся подготовить наших ребят.  Мы выстраиваем процесс обучения таким образом, чтобы студенты четко понимали, что их ждет после выпуска: как работать с заказчиком, взаимодействовать  с профессиональным сообществом и внешним миром. Это то, чему, к сожалению, не так здорово учили нас в свое время.

Ну и, конечно же, проект «Винзавод» был сложным на запуске, потому что это стало первым серьезным опытом управления творческим процессом.

В условиях информационного изобилия сложно не сбиться с пути в поисках истинно верного, авторитетного источника информации. Назовите, пожалуйста, те информационные ресурсы или тех лидеров общественного мнения в культурной жизни страны (искусство, дизайн – в первую очередь), к которым, по Вашему мнению, безоговорочно стоит прислушиваться.

Я часто читаю “The Art Newspaper Russia”. Это авторитетное СМИ о мировом искусстве, к мнению которого я прислушиваюсь. Еще есть RDH.ru (RussianDesignHub), старейший в России портал о дизайне. Они публикуют интервью и привлекают к сотрудничеству настоящих профессионалов и лидеров мнений.  К тому же, коллеги из RDH постоянно придумывают что-то новое, что особенно актуально для сферы искусства и дизайна, которая не стоит на месте и постоянно развивается. 

Интервью подготовила Александра Луцива

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться