Интервью
АВТОР: Лаура Рагаццола
ФОТО:Åke E:son Lindman
10.07.2017
Дом, который вторгается в ландшафт

Дом, который вторгается в ландшафт

Шведский дуэт Tham & Videgard рассказал Interni о своей идее дома, который бесстрашно вторгается в ландшафт, подчеркивая тесную связь между природой и архитектурой.

Мартин Вайдгард и Булле Там неслучайно открыли свою архитектурную студию на острове Сёдермальм в южной части Стокгольма: здешние улицы, усеянные садами, ретрокафе и галереями, напоминают шахматную доску и до сих пор сохраняют атмосферу рабочего пригорода. С самого начала своей карьеры (1999 год) шведский дуэт делал ставку на простоту и скромность стиля. Об этом они рассказали в интервью Interni.

The Treehotel: номер на двоих. Куб размером 4 x 4 x 4 метра парит над землей на высоте шести метров и благодаря отражающим поверхностям «растворяется» в пейзаже

The Treehotel: номер на двоих. Куб размером 4 x 4 x 4 метра парит над землей на высоте шести метров и благодаря отражающим поверхностям «растворяется» в пейзаже

За последние годы ваша студия осуществила немало интересных проектов в области общественной и коммерческой архитектуры. Тем не менее фокус вы всегда делали на частном жилье, в том числе на односемейных домах. Кажется, для вас это основное поле исследований и экспериментов. Так ли это?

Да, мы всегда активно занимались частными жилыми домами, хотя сегодня такие проекты составляют лишь 20% нашей работы. Восемнадцать лет назад, когда мы открыли студию, мы начали с камерных проектов, в основном с домов. Позже нам стали предлагать проекты школ и музеев, но мы до сих пор считаем, что не нужно упускать из виду меньший масштаб. Это удобный формат для экспериментов с архитектурными идеями: их можно отработать и довести до совершенства, не тратя на это годы. А вот чтобы закончить проект Школы архитектуры (последняя работа студии в Стокгольме. – ​Прим. ред.), нам потребовалось восемь лет. Нам нравится чередовать проекты разного масштаба: опыт, накопленный в работе над небольшими проектами, полезен и для больших. Например, при проектировании музея необходимо спланировать книжный магазин, ресторан или кафе, а поскольку у нас есть подобный опыт, это становится преимуществом.

Проект Island Houses: два дома-близнеца на мысе острова Стюршьё

Проект Island Houses: два дома-близнеца на мысе острова Стюршьё

Каковы отправные точки при проектировании дома? Есть ли пирамида приоритетов: участок, мнение клиентов, частные, общественные, социальные, экологические потребности?

Архитектура как зонтик: она содержит все эти аспекты. Например, участок для нас важен не только потому, что приходится встраивать дом в пейзаж, но и с точки зрения культурного контекста, а именно истории, местных ноу-хау, социальных аспектов. Более того, участок может быть расположен в деревне или в городе. В первом случае мы всегда стараемся делать здания, которые можно снять с места и переместить без ущерба для природы, чтобы она могла вернуться в то состояние, в котором пребывала до прихода человека. Руководствуясь этим принципом, мы построили множество домов на островах Стокгольмского архипелага. Вдохновения мы искали в домах рыбаков и фермеров: их структура всегда проста, их легко переместить, если возникает потребность сменить дислокацию и переехать на соседний остров. Такое смиренное и деликатное отношение к ландшафту всегда нас вдохновляло. Если вы проектируете в городских условиях, ситуация иная. Стокгольм, к примеру, плотно заселен, земля там стоит очень дорого, и строить дом там значительно сложнее, чем посреди леса.

Булле Там (слева) и Мартин Вайдгард в своей стокгольмской студии

Булле Там (слева) и Мартин Вайдгард в своей стокгольмской студии

Существует также необходимость удовлетворить потребности и желания клиентов, и это уже совсем другая сфера задач, нежели задачи при работе с участком и взаимоотношения с окружающей средой.
Таким образом, чтобы построить дом, надо создать максимально гибкую идею, которая способна отвечать всем требованиям.
Кроме того, вы должны помнить, что расположение участка напрямую влияет на материалы, с которыми вы работаете. Если вы строите дом на острове, то логично использовать легкие материалы, такие как дерево, а если в месте, до которого приходится добираться на автомобиле, можно использовать бетон или кирпич. Эти практические аспекты грамотно направляют фантазию в нужное русло и невероятно важны для того, чтобы построить правильный дом в правильном пространстве.

Husarö House: дом на Хусарё, одном из островов Стокгольм­ского архипелага, отличается чистыми формами и верностью скандинавской традиции в том, что касается выбора материалов (дерево) и цветов. Результат – ​баланс между архитектурой и ландшафтом

Husarö House: дом на Хусарё, одном из островов Стокгольм­ского архипелага, отличается чистыми формами и верностью скандинавской традиции в том, что касается выбора материалов (дерево) и цветов. Результат – ​баланс между архитектурой и ландшафтом

Всегда ли в ваших проектах был скандинавский дух?

На последней Венецианской биеннале архитектуры мы представили проект Treehotel – ​символ скандинавской традиции. Мы чувствуем тесную связь с природой, потому что родились и выросли в стране с огромными пространствами и невысокой плотностью населения. Нам кажется, что в скандинавских странах архитектура – ​материальное воплощение некоего смирения, смирения весьма прагматичного: мы не строим больше, чем нам нужно. Наглядная иллюстрация этого тезиса – ​классический шведский коттедж, к образу которого часто обращаются и современные архитекторы. Это здание характерного красного цвета, очень практичное, без архитектурных излишеств, лаконичное, простое, прямолинейное. Даже когда мы работали за рубежом, мы не изменяли скандинавскому подходу. Нашим ноу-хау было использование местных инновационных материалов и ресурсов, но мы всегда сохраняли верность универсальным принципам архитектуры: пропорции, свет, ориентация в пространстве. И при этом во всех проектах, которые мы делали, прослеживается наше личное видение архитектуры. В любой стране, где мы строим, мы можем обратиться к идее красного коттеджа или иного примера национальной шведской архитектуры, а через общую концепцию проекта передать очень личное интуитивное представление о том, какой должна быть архитектура.

Проект Summerhouse Lagnö. Дом построен на острове к северу от Стокгольма: последовательность двускатных крыш создает «рваную» линию фасада, которая перекликается со стоящими в ряд эллингами рыбаков

Проект Summerhouse Lagnö. Дом построен на острове к северу от Стокгольма: последовательность двускатных крыш создает «рваную» линию фасада, которая перекликается со стоящими в ряд эллингами рыбаков

В 2015 году ваша студия была номинирована на премию «Архитектурное бюро года», в том же году вам присудили премию «Частный дом», а Школа архитектуры, которую вы спроектировали, была названа «Стокгольм­ским зданием года 2016». Головокружительный успех. Как вам удалось этого добиться?

Секрет нашего успеха в совместной работе: мы советуемся по всем вопросам. Проекты произрастают из обсуждений, и нас вдохновляет только такая работа, которая открывает возможность экспериментировать и искать что-то новое. То есть архитектура для нас – ​это возможность заняться исследованиями, с помощью которых можно разработать новые приемы и эстетические решения. Мы относимся к работе очень серьезно и стараемся всегда быть занятыми. Мы предлагаем реалистичные вещи. Это не мечты и не утопии, как бы красиво они ни выглядели на бумаге. Это способы остаться как можно ближе к жизни. Может быть, это не очень распространенный подход…
Многие архитектурные студии хотят делать бизнес, чтобы как можно скорее вырасти в крупные бюро. Мы считаем, что лучше сделать один проект хорошего качества, чем три поверхностных. Благодаря тому, что мы не распыляемся на несколько проектов, мы более конкурентоспособны. На данный момент в нашем штате около двадцати человек. Небольшая группа также один из ключевых факторов высокого качества нашей работы: у каждого члена команды своя роль, каждый знает, чем занимается его коллега. Конечно, если мы будем продолжать брать такое количество премий, мы вынуждены будем увеличивать штат. Но это не самоцель. Мы предпочитаем небольшое количество проектов, но все они должны быть совершенством. Мы хотим быть одновременно и скромными, и авторитетными.
 

Больше фото в журнале INTERNI Russia № 57 (май, 2017).  
Вы можете скачать журнал для iOS и Android.



Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться