Интервью
АВТОР: Ольга Гладуш
ФОТО:Василий Буланов, Hupe Film, Алексей Народицкий, Даниил Страхов
27.03.2017
Сергей Чобан о кино и архитектуре
Сергей Чобан о кино и архитектуре

Сергей Чобан о кино и архитектуре

Архитектор Сергей Чобан, автор многих знаковых проектов в Москве и Берлине, в эксклюзивном интервью INTERNI рассказал об опыте, полученном на съемках кино, образе мышления архитектора, дизайне выставок и своей новой книге.

Выставка «Теряя лицо» бельгийского художника Яна Ванрита в Еврейском музее. Выставочный проект Сергея Чобана, оформленный в 2015 году.

Выставка «Теряя лицо» бельгийского художника Яна Ванрита в Еврейском музее. Выставочный проект Сергея Чобана, оформленный в 2015 году.

Недавно завершились съемки полнометражного фильма «мифы о Москве», где вы выступили как художник-постановщик. Как родился этот проект?

С кинематографической и театральной средой я познакомился благодаря продюсеру Алексею Бокову. Сначала он пригласил меня делать в Еврейском музее и Центре толерантности выставку «Теряя лицо» бельгийского художника Яна Ванрита. Речь шла об узниках концлагеря, где в том числе побывали и родственники Яна. Концепцию дизайна экспозиции я разрабатывал вместе со своим постоянным соавтором Агнией Стерлиговой, и нам удалось создать интересное, адекватное этой сложной теме пространственное решение. А в 2015 году Алексей пригласил меня в жюри Международного фестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало», который ежегодно проходит в Плесе. Тогда я познакомился со многими очень интересными людьми – ​например, Павлом Каплевичем, и он представил мне молодого театрального режиссера Александра Молочникова. С ним мы сначала работали над театральным проектом, а затем он предложил мне участвовать и в его первом кинопроекте. Мне это показалось интересным: во‑первых, понравился сценарий, сюжет которого навеян мифами Древней Греции и историями выдуманных персонажей московского светского Олимпа. Во-вторых, действие фильма разворачивается в современной Москве – ​главный герой, Грек, решает повторить путешествие Одиссея, но случайно обнаруживает себя в российской столице, где знакомится с известными продюсерами, музыкантами, актерами и телеведущими. В силу своей работы я хорошо знаю, что происходит сегодня в Москве, какие пространства и как используются. Так я оказался вовлечен в этот проект.

Актеры фильма "Мифы о Москве" на фоне комплекса «Аквамарин», построенного по проекту Сергея Чобана. На переднем плане Сергей Безруков

Актеры фильма "Мифы о Москве" на фоне комплекса «Аквамарин», построенного по проекту Сергея Чобана. На переднем плане Сергей Безруков

В фильме мы увидим ваши архитектурные работы?

Скажу так – ​в том числе. Это не было и не могло быть моей самоцелью – в фильме задействованы самые разные исторические и современные пространства. Мне очень помогли мои друзья-архитекторы, предоставив для съемок свои объекты. Снимали только в реальных интерьерах: Пушкинском музее, Царицынском дворце, башне «Федерация», бизнес-центре «Аквамарин». Получилось аутентичное и эксцентричное действо, в котором задействовано много звезд российского кино: Федор Бондарчук, Сергей Безруков, Иван Ургант, Милош Бикович, Ксения Раппопорт, Виктория Исакова, Паулина Андреева, Светлана Устинова, Игорь и Вадим Верники, Максим Суханов, Андрей Смоляков, Ирина Розанова.

Сцена аукциона в интерьерах дворца «Царицыно». На переднем плане Светлана Устинова

Сцена аукциона в интерьерах дворца «Царицыно». На переднем плане Светлана Устинова

Выбор интерьеров утверждался легко, или какие-то локации приходилось менять?

В кино никакие решения не могут приниматься без участия и согласия режиссера и оператора. Режиссер Александр Молочников и оператор Леван Капанадзе всегда вместе обсуждали мои предложения. Отдельные ключевые места в сценарии были даже переписаны в соответствии с теми пространствами, которые были найдены. И они придали фильму новых красок, добавили вариативности с точки зрения обстановки.

Съемки фильма «Мифы о Москве» на станции метро «Маяковская»

Съемки фильма «Мифы о Москве» на станции метро «Маяковская»

Какой опыт вы приобрели, участвуя в кинопроцессе, и будете ли использовать его в архитектурных проектах?

Я бы назвал два основных момента. Один связан со взглядом на мизансцену. Мы, архитекторы, часто любим выстраивать «идеальный взгляд». У нас все пространства выглядят больше, расстояния до зданий – ​дальше, помещения – ​просторнее. И зачастую, когда мы приходим в реальный объект, то понимаем, что все меньше, чем думалось, а само здание больше. Так вот кино учит выбирать ракурс пространства таким образом, каким его одномоментно воспринимает человек, потому что оператор со своей камерой должен войти в него и комфортно ощущать себя там вместе с актерами. Например, в театре ты наблюдаешь пространство снаружи, из зала, и картинка выстраивается для тебя целиком. А в кино ты живешь внутри пространства и должен превратиться в того оператора, который то приближается к сцене, то отдаляется от нее, то находится внутри. И это позволяет тебе ощутить пространство так же, как ощущает его обычный человек, который в нем находится. А второе – ​это роль масштаба элементов. Некоторые детали, кажущиеся в жизни большими, в кадре оказываются маленькими и пропадают за движением актеров, уходят на второй план, потому что кадр не статичен. В результате то, что тебе кажется большим, в кадре может оказаться маленьким, а то, что кажется гипербольшим, будет достаточным по размеру. Для меня это ощущение масштаба оказалось довольно интересным и совсем не таким, каким я его обычно воспринимаю как архитектор. Какие-то детали нужно делать даже навязчивыми, чтобы они вообще прозвучали в кадре. Обычно мы рассматриваем детали на их прямое соответствие, как на развертке, но не думаем о том, что на их фоне происходит действие. И чтобы детали интерьера вошли в сознание зрителя, они должны быть чуть другого размера, чем кажутся в прямой сомасштабности.

Комплекс «Федерация», состоящий из двух башен, возведенных на одном стилобате. Проект Сергея Чобана, ставший площадкой для съемок фильма «Мифы о Москве»

Комплекс «Федерация», состоящий из двух башен, возведенных на одном стилобате. Проект Сергея Чобана, ставший площадкой для съемок фильма «Мифы о Москве»

Насколько архитектору полезен такой кинематографический опыт?

Это любопытно – ​понять, как сделать пространство, которое ты спроектировал как архитектор, интересным для восприятия языком кино. Я говорю не о выстраивании кадра по принципам уравновешенной архитектуры. Одно дело, когда есть выстроенный, сделанный кадр, а другое – ​когда камера живая, проходящая пространство вслед за актером. И здесь особенно важно понять, какие детали и части пространства продолжают влиять, не будучи главными героями действия. Например, абсолютно симметричное парадное пространство в определенных мизансценах становится динамичным, и симметричность не видна, потому что кадр выстроен иначе. Тут нужно понять, что еще может влиять на восприятие подобно абсолютно симметричному пространству, а также ​какие детали в этом симметричном пространстве будут главенствующими, а какие – ​второстепенными. Ведь мы, архитекторы, мыслим пустыми пространствами, для нас лучше, когда людей нет. Тогда мы видим и симметрию, и асимметрию. А когда люди появляются, нам это мешает. В кино же главное – ​люди, а пространство второстепенно.

Архитектор Сергей Чобан

Архитектор Сергей Чобан

А в чем отличие от театра? ведь архитектурное образование позволяет заниматься и сценографией, например…

Да, и это логично, потому что по сути своей архитектура ближе к театру, чем к кино. Есть такие фильмы, в которых театральная архитектура была очень важна, например в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта или сериале «Игра престолов». Там сюжет не может развиваться без идей художника-постановщика, который создает интерьеры почти всегда выдуманные, нарисованные. А в кино, где игра актеров превалирует над доминантой антуража, совершенно другой масштаб. В театральной же постановке сценография влияет на восприятие всегда, потому что она перманентна. А в кино она в постоянном движении.

Вы живете между Берлином и Москвой. Где ощущаете себя более комфортно и почему?

Применительно к тому образу жизни, который я веду, о комфорте говорить сложно. И в Берлин, и в Москву я приезжаю, чтобы работать, заниматься творчеством, хотя работа архитектора состоит из большого числа компонентов не совсем творческих. Считаю, Берлин и Москва – ​это два динамично развивающихся города, где архитектор сегодня может реализовать все свои идеи.

А где их легче реализовать?

Одинаково сложно – ​и там, и там. Дело в том, что наша профессия состоит из постоянных сложностей. И хороша тем, что не позволяет концентрироваться только на одной. Потому что за ней приходит вторая, затем третья и четвертая. И каждая из них поначалу кажется абсолютно нерешаемой. Только их наслоение способствует тому, чтобы решить их все разом. Каждый мой день заполнен такими сложностями, поэтому я рассматриваю и Москву, и Берлин как динамичную среду для реализации самых разных архитектурных идей. И там, и там – ​среда, которая тебя постоянно «трогает за нерв» и не оставляет равнодушным как в хорошем, так и негативном смысле. В любом случае сегодня это города, в которых архитектору работать очень интересно.

Жилой комплекс «Аквамарин» на Озерковской набережной. Проект Сергея Чобана, ставший площадкой для съемок фильма «Мифы о Москве»

Жилой комплекс «Аквамарин» на Озерковской набережной. Проект Сергея Чобана, ставший площадкой для съемок фильма «Мифы о Москве»

 

Жилой комплекс «Аквамарин» на Озерковской набережной. Проект Сергея Чобана, ставший площадкой для съемок фильма «Мифы о Москве»

Жилой комплекс «Аквамарин» на Озерковской набережной. Проект Сергея Чобана, ставший площадкой для съемок фильма «Мифы о Москве»



Полный текст интервью в мартовском номере журнала INTERNI Russia #56.
Скачать журнал для iOS и Android 

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться