Интервью
АВТОР: Анжелина Вин
ФОТО:© Hans Hollein
30.04.2014
Маэстро Ханс Холляйн: о поэтике архитектуры и гении места
Маэстро Ханс Холляйн: о поэтике архитектуры и гении места

Маэстро Ханс Холляйн: о поэтике архитектуры и гении места

24 апреля 2014 года ушел из жизни известный архитектор и дизайнер Ханс Холляйн. Повторно публикуем интервью RDH.ru, взятое у Ханса в 2012 году. 

Ханс Холляйн – легендарный архитектор ХХ века, изобретатель функциональности и создатель поэтики архитектуры, поэт, воспевший красоту стихий и практик, придумывающий здания «с кондиционированием психологического состояния». Он спроектировал лучшие концептуальные музеи Европы, построил множество общественных и коммерческих зданий, концертных залов, бутиков и др. Ханс Холляйн (Hans Hollein) - теоретик, философ, художник, дизайнер предметов интерьера и профессор многих архитектурных академий в Европе и Америке. Еще в 1985 г. он получил высшую награду в области архитектуры – Pritzker Prize. Холляйн стал архитектором сразу после войны, а в 1980-х гг. проектировал мебель в стиле модного радикального движения Memphis. Сейчас он живет в Вене, строит и преподает по всему миру. 

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

- Что для вас значит архитектура? Каково ваше ощущение архитектуры? Почему вы стали архитектором?

- Я всегда интересовался не только архитектурой, но и изобразительным искусством. Думаю, что они неразрывны, я ведь художник. Я стал архитектором сразу после войны, эта ситуация на меня очень сильно повлияла. Вена была разрушена и предстояла большая работа, мне хотелось придумывать здания и строить. Каждый был вовлечен в архитектуру, жил в ней, работал для нее, интересовался ею, чувствовал каждую ее частицу, смотрел, как город поднимается из руин. Я вложил всю свою энергию в архитектуру, потому что в ней я мог по-настоящему выразить свои идеи. Стартовым моментом современной архитектуры стали работы Адольфа Лооса (Adolf Loos), Йозефа Хоффмана (Josef Hoffmann) в Австрии, Чарльза Макинтоша (Charles Rennie Macintosh) в Англии, Константина Мельникова в России. Тогда они на меня очень сильно повлияли, а также исторические стили: готика, барокко, и проч.

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция, рисунок

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция, рисунок

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

Музей вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

- У вас много ярких моделей мебели. Как вы работаете с цветом?

- Для своих зданий я проектировал также интерьеры, мебель и др. предметы. В 1980-х я участвовал в движении Memphis, объекты которого отличаются необычными формами, яркими и чистыми цветами. Конечно, часто поверхности просто покрашены в красный, голубой, желтый, серый или белый. Насыщенные цвета создают форму предмета. Но в архитектуре я люблю использовать натуральные цвета материалов. Например, зеленый камень или некрашеное дерево.

Рояль, Bosendorfer Klavierfabrik

Рояль, Bosendorfer Klavierfabrik

- Какое ваше любимое здание?

- Если бы я вас спросил, кто ваш любимый ребенок, вы бы ответили? Конечно, есть здания, которые очень важны в моей жизни, и в развитии моего творчества, и современной архитектуры тоже. Музей современного искусства во Франкфурте (Museum Moderner Kunst Frankfurt), например, – очень важная, специфическая и комплексная работа. Нужно было сделать пространство именно для предметов современного искусства. Ведь современные картины не имеют рам, а скульптуры не имеют постаментов. Само пространство, в котором находятся экспонаты, - произведение искусства, так же как и здание музея. Я развил в этом проекте особый архитектурный словарь. Место, где размещается музей, очень небольшое, и в проекции представляет собой треугольник. Это прообраз корабля и самолета одновременно. Нужно было придумать множество ассиметричных объемов с разными элементами - лестницами, балконами, внутренними и внешними окнами, которые соотносились бы с треугольниками, то есть создать множество виртуальных и визуальных треугольников. Кроме того, проект должен был гармонично вписаться в центр старого Франкфурта, не противореча историческим зданиям, собору и историческому ландшафту в целом. Два года понадобилось, чтобы добиться разрешения на строительство, доказать, что авангардное современное здание органично подходит для исторического квартала.

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

Музей современного искусства во Франкфурте - Museum Moderner Kunst Frankfurt

- Какое здание вы считаете лично для себя самым комфортным для жизни?

- Для меня большую роль играет место, в котором оно расположено. Но я люблю большие города, я прекрасно чувствую себя в Вене и в Нью-Йорке.

- Как вы придумываете организацию архитектурных объемов? Она зависит от назначения здания, например, банк ли это или музей?

- Когда я размышляю над проектом, то представляю его себе в трехмерном измерении. На компьютере можно сделать трехмерный проект, но он очень сильно искажен, и в реальности само пространство оказывается другим. Архитектор должен уметь сохранять чувство реальности трехмерного пространства, это самое важное. Кроме того, существует соотношение дневного и искусственного света. У меня есть здания, построенные большей частью под землей и есть обычные здания. Например, музей Vulcania находится на 50 % под землей. В данном случае необходимо было создать равновесие малого естественного света и искусственного освещения.

Пальмовый сад в музее вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

Пальмовый сад в музее вулканических пород Vulcania в Сен-Ур-Ле-Рош, Овернь, Франция

- У вас есть свой стиль в архитектуре?

- В каком-то смысле да. Но это не значит, что я повторяю себя. Это вопрос подхода. Когда я думаю над проектом, то принимаю во внимание культуру, географию страны, особенности национальности и окружающей архитектуры, назначение проекта. У каждого места есть свой гений, своя определенная атмосфера, и архитектор своим проектом не должен ее разрушать, а сохранить ее звучание, создать оправу для гения места. Конечно, проект не должен быть продолжением, например, Вены 19 века, но должен быть связан с локальной ситуацией.

Кофейники набор Melitta для Alessi, 1980 г.

Кофейники набор Melitta для Alessi, 1980 г.

Интервью впервые опубликовано на RDH.ru 06.03.2012.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться