INTERNI
АВТОР: Валерия Исмиева
ФОТО:Hufton+Crow
07.02.2018
Ода снегу: штаб-квартира от Захи Хадид
Ода снегу: штаб-квартира от Захи Хадид

Ода снегу: штаб-квартира от Захи Хадид

Штаб-квартира Центра нефтяных исследований (KAPSARC) в Саудовской Аравии выросла среди пустыни как сказочный мираж. Белоснежные кристаллы его модульных «ячеек» организованы по принципу живой органической структуры.

Проект: Zaha Hadid Architects

Комплекс KAPSARC находится на небольшом возвышении и выглядит как распластанный цветок или пальмовая крона. Контуры площадки перед зданием вторят внешним контурам стен. Углы «огранки» фасадов и кровель рассчитаны с учетом снижения нагрева и инсоляции

Комплекс KAPSARC находится на небольшом возвышении и выглядит как распластанный цветок или пальмовая крона. Контуры площадки перед зданием вторят внешним контурам стен. Углы «огранки» фасадов и кровель рассчитаны с учетом снижения нагрева и инсоляции

Проект KAPSARC знаменитого архитектора Захи Хадид был разработан в 2014 году. Динамичная композиция этого многофункционального комплекса, строительство которого завершилось в 2017-м, – ​гибкая и подвижная система, рассчитанная на активный диалог с окружающей средой, причeм не только в пространстве, но и во времени. Недаром в авторском описании проекта использовано слово «вади»: на арабском оно обозначает сухое русло реки, лишь периодически заполняемое водой, например во время дождей. Тем самым подчeркивается сходство с природным объектом и присущими ему жизненными циклами: данный архитектурный «организм» допускает «приращение» новых объeмов по мере необходимости и без ущерба для эстетики общего ансамбля.

Ещe полтора десятилетия назад Хадид признавалась, что каждый еe проект – ​это «своего рода ландшафт», в котором важное значение имеет топография, направление световых потоков и т. п., и ей хотелось бы создать бесконечную композицию с различными вариантами траекторий движения. В этом смысле KAPSARC – ​удачное подтверждение этих тезисов. Шестиугольные «ячейки» объекта, напоминающие эластичные соты, объединены в общую композицию площадью 70 000 м2. KAPSARC состоит из пяти частей со сквозными траекториями движения, включая Центр энергетических знаний, Энергетический IT- и конференц-центры (в последнем находится выставочный зал и аудитория на 300 человек), Научную библиотеку и мечеть.

Стены и потолки в интерьерах располагаются под различными углами, напоминая то кружевные кулисы и перегородки, то натянутую ткань шатра. Внутри каждого объема предусмотрены «дворики» с растительностью

Стены и потолки в интерьерах располагаются под различными углами, напоминая то кружевные кулисы и перегородки, то натянутую ткань шатра. Внутри каждого объема предусмотрены «дворики» с растительностью

Белые стены постройки прекрасно отражают избыток солнечных лучей, о поддержании комфортного климата внутри здания заботится энергосберегающая система охлаждения. Она получает энергию от солнечных батарей, расположенных на южном фасаде конференц-зала (здание оборудовано передовыми инженерными решениями – ​например, работающей по замкнутому циклу системой водоснабжения, включающей орошение растительности на кровле). Белый также свидетельствует о давнем пристрастии Хадид к образу снега и льда, которые способны таять, меняя очертания. Резное «кружево» стен, «промоины» окон в потолках, освещающих внутренние дворики, прозрачные полы в общественных зонах создают эффект сквозной проницаемости, насыщенности воздухом и лeгкости перемещения во всех направлениях. Приватные зоны для переговоров, работы и отдыха, напротив, организованы как уединeнные ячейки, «отодвинутые» вглубь к стенам.

В смысле организации пространства комплекса перед нами – ​впечатляющий образец параметризма, современного направления в архитектуре, подразумевающего переменную модуляцию всех элементов: вместо жeсткой структуры – ​подвижная система, которая подстраивается под особенности среды, еe изменяющиеся условия, проявляет способность к обновлению, трансформации в нечто новое. 

По сути, овеществление этой новой онтологии апеллирует не только к прагматизму и связи с передовыми технологиями, но и к романтизму – ​как создателей, так и «пользователей». Недаром сама Хадид однажды заметила: «В проекте обязательно должна присутствовать значительная доля странного. Проект, как любой подлинный объект желания, сначала должен казаться загадочным, словно незнакомая территория, которая ждет, чтобы ее открыли и исследовали». 

Тема бесконечного движения, возникающего из ниоткуда и уходящего в никуда, поддержана очертаниями вьющихся лент подвесных галерей и переходов, сложной геометрией потолков, щелевидными подсветками

Тема бесконечного движения, возникающего из ниоткуда и уходящего в никуда, поддержана очертаниями вьющихся лент подвесных галерей и переходов, сложной геометрией потолков, щелевидными подсветками

В дизайне интерьеров господство белого подчеркивают контрастные архитектурные элементы цвета антрацита, но мебель, располагающаяся по принципу острова, который можно обойти со всех сторон, по большей части белая, она сливается с фоном и выглядит невесомой

В дизайне интерьеров господство белого подчеркивают контрастные архитектурные элементы цвета антрацита, но мебель, располагающаяся по принципу острова, который можно обойти со всех сторон, по большей части белая, она сливается с фоном и выглядит невесомой


Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться