INTERNI
АВТОР: Валерия Исмиева
ФОТО:Глеб Леонов
05.10.2017
Инь и Ян: музей-хранилище завода «Альянс 1892»
Инь и Ян: музей-хранилище завода «Альянс 1892»

Инь и Ян: музей-хранилище завода «Альянс 1892»

Проект: архитектурное бюро TOTEMENT/PAPER

Новый проект московской студии Totement/Paper нужно рассматривать в движении: лишь так можно приобщиться к витальной энергии взаимодействия, пронизывающей объемы зданий, и почувствовать себя частью этого взаимодействия.

Два здания музея-хранилища завода «Альянс 1892», недавно возведенные в Черняховске близ Калининграда, предлагают динамичную интерпретацию символа виноградной лозы, что подчеркивают сами авторы проекта из бюро Totement/Paper. Посетителям предстоит почувствовать себя участниками мистерии, приобщаясь не только к общению, но и к архитектурному действу.
Возникает впечатление, что проект переосмысливает средствами архитектуры представления о подвижной вселенной подстмодернистского философа Жиля Делеза. Вселенной, в которой отсутствует центр, нет верха и низа, а вместо жесткой структуры возникают динамичные связи как «эффекты» непрерывного движения. Впечатление усиливается при рассматривании многочисленных эскизов к проекту: становление, моделирование объемов росчерками и пересекающимися прямыми линиями, отсутствие видимой привязки к «структуре».

Оба здания располагаются на общей геометрической платформе, которая связывает их также с основным зданием завода и рельефом участка

Оба здания располагаются на общей геометрической платформе, которая связывает их также с основным зданием завода и рельефом участка

Авторы признают, что проект заключает в себе богатый литературный подтекст, выходящий и в прямом, и в метафорическом смысле за рамки видимого. Так, хотя надземные части ансамбля разделены, соединительным элементом между ними становится в буквальном смысле воздух; на подземном же уровне оба здания связывает единая платформа и пространство хранилища, из которого по лестнице можно подняться на верхние уровни обеих построек.

Низкое деревянное строение, служащее хранилищем, несет образ земли родящей; высокий объем из металла тянется к небу, связан со светом и мужским началом

Низкое деревянное строение, служащее хранилищем, несет образ земли родящей; высокий объем из металла тянется к небу, связан со светом и мужским началом

Зритель вовлекается и в закручивающееся движение, и в интригу. Низкое строение с деревянной обшивкой, словно припадающее к земле и тем символизирующее связь с земной стихией (а также женским, иньским, пассивным, порождающим, холодным, внутренним), как бы начинает приподниматься вслед за динамичной вертикалью второго объема с металлической облицовкой (оно манифестирует связь с небом, янским, активным, световым, рассудочным). Лестница, «прорастающая» из нижней части «металлического» объема, спускаясь к земле, врезается в «деревянную» постройку – ​со ступеней можно рассмотреть внутренность хранилища с ровными рядами бочек. Хвост «иньского» блока проникает в «янский», тем самым образуя двойное сцепление. В целом «пара» создает впечатление неустойчивого равновесия, в разных ракурсах вместе и по отдельности являя стадии, но не статику, как бы моментальные снимки спиралевидного движения и бесконечного становления.

Внутреннее и внешнее, мужское и женское, низкое и высокое, глухое и открытое, дерево и металл – лишь небольшой перечень пар, который был использован архитекторами Totement/Paper для создания форм зданий

Внутреннее и внешнее, мужское и женское, низкое и высокое, глухое и открытое, дерево и металл – лишь небольшой перечень пар, который был использован архитекторами Totement/Paper для создания форм зданий

Высокая часть сконструирована с открытым разрезом, благодаря чему ночью здание «горит» как свеча, освещая интерьер; стеклянный пол позволяет  посетителям осмотреть внутренность хранилища, не входя в него

Высокая часть сконструирована с открытым разрезом, благодаря чему ночью здание «горит» как свеча, освещая интерьер; стеклянный пол позволяет посетителям осмотреть внутренность хранилища, не входя в него

Большую часть цокольного этажа, имеющего форму неправильного пятиугольника, занимает хранилище; в единый объем, примыкающий к одной из стен, выделены кухня, комната отдыха, дегустационный зал и подсобное помещение

Большую часть цокольного этажа, имеющего форму неправильного пятиугольника, занимает хранилище; в единый объем, примыкающий к одной из стен, выделены кухня, комната отдыха, дегустационный зал и подсобное помещение


Текст: Валерия Исмиева
Фото: Глеб Леонов

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться