INTERNI
АВТОР: Кристина Мороцци
ФОТО:архивы пресс-служб
07.09.2017
Парадоксы современного дизайна
Парадоксы современного дизайна

Парадоксы современного дизайна

Технологические возможности позволяют одним и тем же предметам дизайна быть как произведениями искусства, так и товарами повседневного спроса, а творчество самих дизайнеров выходит за рамки ­традиционных представлений об их деятельности.

Слева: художник Маурицио Каттелан в рекламной кампании обувного бренда Santoni (2017). Справа: рисунок Studio Job для шуточного проекта лампы в форме банана для парижской галереи Carpenters Workshop (2017).

Слева: художник Маурицио Каттелан в рекламной кампании обувного бренда Santoni (2017). Справа: рисунок Studio Job для шуточного проекта лампы в форме банана для парижской галереи Carpenters Workshop (2017).

Новое поколение дизайнеров полностью разрушает сложившиеся представления о том, как создаются предметы промышленного дизайна. Во-первых, молодые творцы зачастую работают на себя, без поддержки больших компаний, во‑вторых – ​используют возможности современных технологий, таких как 3D-печать и продажа своих работ через интернет. 

Стул Joe, дизайн De Pas D’Urbino Lomazzi для Poltronova (1970)

Стул Joe, дизайн De Pas D’Urbino Lomazzi для Poltronova (1970)

Взаимоотношения между авторами и ремесленниками, вовлеченными в совместную реализацию проектов, возвращаются в моду, как это было в мастерских эпохи Ренессанса. Примером такого сотрудничества может служить проект Doppia Firma, представленный Fondazione Cologni dei Mestieri d’Arte в рамках фестиваля European Artistic Craft Days: там были показаны объекты из дорогих материалов, созданные дизайнерами совместно с ремесленниками по традиционным технологиям. Имена и тех, и других были проставлены на конечном продукте. Такой подход позволяет дизайнерам создавать не только единичную продукцию, но и ограниченные партии, а при желании и серийный выпуск.

Диван Bocca дизайна Studio65 (1971), ныне выпускаемого Gulfram в позолоченной версии

Диван Bocca дизайна Studio65 (1971), ныне выпускаемого Gulfram в позолоченной версии

Единичные экземпляры создают из дорогих материалов – ​латуни, мрамора, бронзы, ценных сортов древесины, часто вручную. Эти же предметы могут стать серийными, если будут отлиты в пластике и поступят в продажу по низким ценам. Так произведения искусства превращаются в обычные предметы и вместе с тем «облагораживают» промышленную продукцию. Аналогичный подход использовал в своей рекламной кампании 2017 года люксовый обувной бренд Santoni, устроив фотосессию с известным художником Маурицио Каттеланом – ​его фотографии в ботинках бренда украсили витрины многочисленных салонов Santoni.

Диван Leonardo дизайна Studio65 (1969)

Диван Leonardo дизайна Studio65 (1969)

Задолго до этого Стефано Селетти, владелец одноименного бренда Seletti, пригласил Маурицио Каттелана и еще одного художника, ​Пьерпаоло Феррари, для разработки коллекции домашних аксессуаров для широкой аудитории. Они сделали поднос Rose – ​c дизайном, представляющим собой яркие розы с человеческими глазами вместо венчиков на небесно-голубом фоне. Сегодня этот продукт с подписью дуэта можно купить всего за 23 евро. С тех пор продукция Seletti, отмеченная подписью Каттелана и Феррари, пополняется каждый новый сезон – ​тарелками, металлическими чашками, пластиковыми емкостями, футболками, аромасвечами, коврами ручной работы.

No sex – ​проект Альберто Бьяджетти и Лауры Балдассари, куратором которого выступила Мария Кристина Дидеро (2016)

No sex – ​проект Альберто Бьяджетти и Лауры Балдассари, куратором которого выступила Мария Кристина Дидеро (2016)

По словам Роберты Мелони из Centro Studi Poltronova, ответственной за сохранение наследия проектов флорентийских радикальных групп Archizoom и Superstudio, «границы между серийной и единичной продукцией, перевыпусками и новинками становятся все более размытыми». Однако Роберта видит в этих переменах положительные моменты, которые позволили, например, обновить легендарный стул Joe. Модель в форме бейсбольной перчатки, выпущенная в 1970 году De Pas D’Urbino Lomazzi, теперь будет обита кожей, декорированной принтом «арабески» – ​этот узор позаимствован из работ иракского архитектора Хуссейна Харбы. Детально продуманную цветную печать на кожаной обивке сделают виртуозные тосканские мастера из компании Seriscreen.

Слева: настольная лампа Knife, дизайн Лапо Бинацци, группа UFO (1969), представленная Era Studio в 2016 году. Справа: неоновые зеркала Нанды Виго, представленные Era Studio (2016)

Слева: настольная лампа Knife, дизайн Лапо Бинацци, группа UFO (1969), представленная Era Studio в 2016 году. Справа: неоновые зеркала Нанды Виго, представленные Era Studio (2016)

Перемены также привносятся аукционными домами с их тончайшим чутьем на новые веяния. Продавая в декабре 2013 года первые прототипы всех работ бельгийского дизайнера Ксавье Люста, включая серийные экземпляры, влиятельный парижский аукционный дом Piasa предвидел переворот в дизайне. Благодаря этому студия Job сегодня имеет полномочия ставить свое имя не только на собственные единичные экземпляры ручной работы, но и на реплики, выпускаемые в пластике для Seletti.

Happy Room – ​проект Кристины Челестино  для Fendi (2016)

Happy Room – ​проект Кристины Челестино для Fendi (2016)

Выставка Design Miami 2016 года обозначила возрождение моды на Италию 70-х годов: миланская галерея Erastudio показала большие зеркала Нанды Виго с неоновым обрамлением и диван Flying Carpet Этторе Соттсасса, нью-йоркская R & Company презентовала вошедшие в историю работы Лапо Бинацци, члена флорентийской радикальной группы UFO. После того как пьемонтская бизнес-леди Сандра Вецца приобрела компанию Gufram, она перевыпустила в новых покрытиях некоторые известные предметы прошлого века: вешалка Cactus дизайна Гвидо Дрокко и Франко Мелло превратилась в Psychedelic Cactus и приобрела яркую цветовую палитру от Пола Смита, а диван Bocca дизайна Studio65 получил глянцевое золотое покрытие. В 2014 году Gufram включил в свой каталог гардероб от Studio Job, кресло из полиуретановых блоков с имитацией мрамора от Алессандро Мендини и пуф Hortensia в форме цветка от Марселя Вандерса. Studio65 из Турина пополнила свою историческую коллекцию новыми предметами, одно из них – ​кресло Borsellino в обивке из яркой золотой ткани. Сегодня эту модель можно увидеть при входе в миланскую галерею Dilmos, где в 2004 году впервые показывали творения голландского дуэта Studio Job.
Альберто Бьяджетти, основатель собственной студии в Милане, занимается дизайном в разных областях – ​ему не важно, будет ли это искусство, мода или архитектура. Он создает предметы для промышленных компаний, а также разрабатывает дизайн сайтов (один из его проектов – ​Yoox), легко переключаясь с больших масштабов на разовые проекты и создание инсталляций. Два года назад вместе с дизайнером Лаурой Балдассари и куратором Марией-Кристиной Дидеро он презентовал инсталляцию Body Building; в 2016-м показал No sex в Милане, а затем – ​в Майами; в этом году Альберто продемонстрировал работу под названием God. Функциональные объекты в этих инсталляциях предназначены не только для особого пользования, но также для установления интерактивной связи.

Коллаж Doll – ​работа Фернандо и Умберто Кампана

Коллаж Doll – ​работа Фернандо и Умберто Кампана

Кристина Челестино начинала как интерьерный дизайнер, но затем увлеклась исследованиями дизайна объектов, которые она демонстрирует и продает под брендом Attico в своей миланской студии. Благодаря особому подходу за короткое время Кристина сумела расширить сферы своей деятельности. Ее участие в Salone del Mobile 2017 не ограничивалось работой во второй сессии Doppia Firma и презентацией дивана Visiera для Galleria Nilufar: она также создала предметы для семи брендов. Для Fendi Кристина ​сделала серию мягкой мебели Happy Room, а теперь работает над созданием инсталляции для Design Miami 2017. Опыт Челестино показывает, что в дизайне многое меняется, и сегодня работа с промышленными компаниями не ограничивается только профессиональным сотрудничеством, а может сосуществовать и с художественными экспериментами. 

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться