INTERNI
АВТОР: Маттео Верчеллони
ФОТО:Luc Boegly/ 5+1AA
01.08.2017
Дредноут в городе: штаб-квартира банковского концерна в Риме

Дредноут в городе: штаб-квартира банковского концерна в Риме

Архитектурное бюро 5+1AA придумывает здания, которые не хотят вписываться в существующие стили, зато прекрасно вписываются в окружающий ландшафт.

Вид на здание штаб-квартиры BNL-BNP Paribas со стороны города: фасад покрывает керамическая плитка, выполненная специально для проекта фабрикой Casalgrande Padana

Вид на здание штаб-квартиры BNL-BNP Paribas со стороны города: фасад покрывает керамическая плитка, выполненная специально для проекта фабрикой Casalgrande Padana

Дизайнеры Альфонсо Фемиа и Джанлука Пелуффо работают вместе уже 22 года. Созданное ими архитектурное бюро 5+1AA делает проекты, исследующие «отношения между территорией, городской жизнью и архитектурой». Ключевым моментом для Фемиа и Пелуффо является сохранение «ткани архитектуры»: постройки 5+1AA, с одной стороны, радикально преображают районы, в которых появляются, а с другой – ​на редкость «дружелюбны» к своему окружению.

Фасад новой римской штаб-квартиры банковского концерна BNL-BNP Paribas, обращенный к железнодорожным путям: вместо плоскости – ​трехмерные детали стеклянной облицовки (Stahlbau Pichler). Слева: здание штаб-квартиры в лучах заходящего солнца

Фасад новой римской штаб-квартиры банковского концерна BNL-BNP Paribas, обращенный к железнодорожным путям: вместо плоскости – ​трехмерные детали стеклянной облицовки (Stahlbau Pichler). Слева: здание штаб-квартиры в лучах заходящего солнца

Таково новое здание римской штаб-квартиры BNL-BNP Paribas, вписанное в узкую полоску земли между железнодорожными путями и старыми кварталами городской окраины у вокзала Тибуртина. Таковы внутренние дворы «каменного корабля» марсельских доков, получивших новую жизнь благодаря изобретательной реновации. Таков, наконец, новый жилой комплекс в парижском пригороде Аньер-сюр-Сен, выделяющийся среди соседей своим оригинальным обликом. Как и остальные проекты 5+1AA, эти здания обманывают все ожидания и противятся попыткам приписать их к какому бы то ни было стилю. Авторы не навязывают их среде, но внимательно вслушиваются в контекст и пытаются попасть с ним в унисон – ​что не мешает им говорить на современном языке.

Солнечные лучи преломляются таким образом, чтобы свет попадал к основанию здания и освещал внутреннее пространство

Солнечные лучи преломляются таким образом, чтобы свет попадал к основанию здания и освещал внутреннее пространство

Новое здание штаб-квартиры банковского концерна BNL-BNP Paribas напоминает дрендноут, который заплыл на улицы Рима и замер, наткнувшись на цилиндр водонапорной башни и железнодорожные пути, сходящиеся у вокзала Тибуртина (и вокзал, и башня еще в 30-е годы были построены Анджело Маццони, который занимал тогда в Италии пост главного инженера железных дорог). Тот фасад BNL-BNP Paribas, что обращен к вокзалу, выполнен из стекла и представляет собой разбитую на фрагменты пластичную, волнообразную поверхность. 5+1AA попытались уйти от традиционного плоскостного дизайна – ​в итоге родился фасад, похожий на скульптуру. Он ежеминутно меняет свой облик, отражая небо, сменяющиеся времена года, солнечный свет, разный в различное время суток, – ​и облегчает массивную постройку. C той стороны, которая обращена в сторону жилых кварталов, «двуликий Янус» здания выглядит иначе: здесь фасад облицован керамической плиткой, сделанной по специальному заказу на фабрике Casalgrande Padana. Солнечные лучи она преломляет таким образом, что они наполняют светом внутреннее пространство здания.


По принципу ​адаптации свежих идей к уже сложившейся среде ​выполнена и реновация марсельских доков, в результате которой три из четырех внутренних дворов и нижние этажи построенного еще в XIX веке комплекса превратились в торгово-развлекательную зону и стали доступны публике. На сей раз 5+1AA имели дело с готовым историческим зданием ​и работали в масштабе архитектурной «микрохирургии». Реновация марсельских доков – ​это мягкое вторжение. 5+1AA стремились безболезненно соединить прошлое с настоящим, и им удалось достичь баланса между массивным каменным фасадом исторического здания и звучащей контрапунктом к нему разноцветной керамикой внутренних дворов. Архитекторы называют этот проект «чем-то средним между архитектурой и арт-инсталляцией», и яркая керамическая облицовка, оплетающая здание снизу вверх подобно плющу, играет здесь двойную роль: ­визуально преображает пространство и скрывает под собой инженерные коммуникации.

Один из внутренних дворов комплекса марсельских доков. Керамическая плитка Casalgrande Padana покрывает стены здания и пол внутреннего дворика. Голубые «пилястры», которые контрастно выделяются на фоне оригинальных стен, не просто элемент декора: под ними

Один из внутренних дворов комплекса марсельских доков. Керамическая плитка Casalgrande Padana покрывает стены здания и пол внутреннего дворика. Голубые «пилястры», которые контрастно выделяются на фоне оригинальных стен, не просто элемент декора: под ними

В парижском пригороде Аньер-сюр-Сен 5+1AA работали над проектом жилого комплекса, расположенного на границе между городом и «деревней», возле крупной железнодорожной станции. Для украшения фасадов они снова использовали керамическую плитку фабрики Casalgrande Padana. Кроме того, за оригинальность облика здесь отвечают эффектные оконные рамы, выполненные по спецзаказу в мастерской керамиста Данило Трогу (давнего соратника Фемио и Пелуффо) и словно разбросанные по фасаду в художественном беспорядке, а также фигуры каменных ангелочков, сидящих в задумчивых позах на балконах верхних этажей.

Фасады жилого комплекса в Аньер-сюр-Сен (плитка также сделана по спецзаказу на фабрике Casalgrande Padana). Рамы оконных и дверных проемов созданы мастером Данило Трогу

Фасады жилого комплекса в Аньер-сюр-Сен (плитка также сделана по спецзаказу на фабрике Casalgrande Padana). Рамы оконных и дверных проемов созданы мастером Данило Трогу


Как признаются 5+1AA, главное для них в любом проекте – ​обнаружить и показать всем красоту места, в котором они работают. И помочь в этом могут и солнечные лучи, и высокотехнологичные отделочные материалы. Стекло и керамика для 5+1AA не просто материальная оболочка, но поэтический прием, позволяющий постичь реальность.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться