INTERNI
АВТОР: Стефано Каджано
ФОТО:архивы пресс-служб
31.10.2016
Таинственная жизнь: цифровое измерение, воплощенное в ретрообъектах
Таинственная жизнь: цифровое измерение, воплощенное в ретрообъектах

Таинственная жизнь: цифровое измерение, воплощенное в ретрообъектах

Перед вами – ​серия изысканных ретрообъектов, на примере которых видно, как с помощью мрамора и латуни можно  раскрыть суть «мистического» цифрового измерения.

Инсталляция The Double Dream of Spring. Тонкие элегантные линии, кажется, призваны выразить незримое присутствие параллельного измерения в земном материале.

Инсталляция The Double Dream of Spring. Тонкие элегантные линии, кажется, призваны выразить незримое присутствие параллельного измерения в земном материале.


Внедрение цифровых устройств в повседневную жизнь дарит пользователям настоящие «суперспособности», позволяющие чувствовать, действовать, познавать таким образом, какой был немыслим в доцифровую эпоху. Почти повсеместное наличие Wi-Fi превратило социальный поток «контактов» в вопрос одного клика, а GPS-сигналы, пронизывающие планету как капилляры, подсказывают нам дорогу даже в незнакомых местах. Оба этих примера хорошо вписываются в концепцию «экстрасенсорного» восприятия окружающей нас действительности. Цифровые чудеса с их бесконтактной, нематериальной, «оккультной» природой кажутся похожими на мистические феномены, чья ирреальность не случайно стала одной из любимых метафор дизайна в современном мире. Последняя Неделя дизайна в Милане подтвердила эту тенденцию.

Модульные столы из мрамора и полированной латуни, коллекция «50х50» дизайна Франческо Меда. Столешницы из красного и тигрового оникса соединены полированным латунным элементом.

Модульные столы из мрамора и полированной латуни, коллекция «50х50» дизайна Франческо Меда. Столешницы из красного и тигрового оникса соединены полированным латунным элементом.


На самом деле первой ласточкой стала выставка Anno Tropico от студии Formafantasma в миланской галерее Peep-Hole, случившаяся чуть раньше: Андреа Тримарки и Симоне Фаррезин представили ряд объектов на тему света (назвать их просто «лампы» язык не поворачивается). Свисая с потолка, эти объекты ловят и дефрагментируют свет, трансформируя его вдоль осей оптических траекторий с армиллярной геометрией.

Другие, не менее изысканные и эзотерические элементы присутствовали в инсталляции Майкла Анастассиадеса (студия Herman Miller) на Неделе дизайна. В своей инсталляции дизайнер с Кипра создал изысканный спектакль, превратив шоу-рум на корсо Гарибальди в место, резонирующее в такт параллельным измерениям.

Экран Solanio от студии Matteo Cibic для Bonottoeditions. Полированная латунь, жаккардовая ткань.

Экран Solanio от студии Matteo Cibic для Bonottoeditions. Полированная латунь, жаккардовая ткань.


Ключевой момент, позволяющий понять смысл подобной эстетики, кажущейся неуместной в период технологического рывка, заключается в осознании мистической метафоры как поэтически выраженного ощущения «чудесного». Прогресс науки изъял было это ощущение из опыта современного человека, но сегодня оно возвращается в повседневность, видоизмененное эволюцией цифровой техники, по природе своей иллюзорной, но имеющей столь мощные последствия.

Молодой мексиканский дизайнер Ребека Корс создает минималистичные лампы в виде гигантских антенн, улавливающих сигналы загадочных сил, находящихся за пределами постижимого, но опосредованно влияющих на нас, как это происходит в случае с облачной обработкой данных. Идея повсеместно распространенного сетевого доступа сделала реальной концепцию вездесущего цифрового соединения и стала основой, костяком нового волшебного мира, в котором все связано между собой невидимой сетью бесчисленных связей.

Светильники Magnifier из коллекции Delta, Formafantasma.

Светильники Magnifier из коллекции Delta, Formafantasma.


Властелином мира становится тот, кто знает, как использовать эти связи для достижения нужного эффекта, стимулируя активность в одном месте, чтобы результат проявился в другом. Фигура ученого, занявшего место мага в современном мире, совсем иного рода: волшебник не обладает способностью проникать в законы явлений, которые он запустил, в то время как ученый может выявить причинно-следственную связь между явлениями.

Цифровой пользователь больше напоминает мага, чем ученого: он знает, как вызвать желаемые эффекты (заставить устройство выдавать информацию, разговаривать и отправлять «хозяину» уведомления) с помощью ритуального танца пальцев – ​церемонии, происходящей на черной поверхности сенсорного экрана. 

Лампа Gran Turismo работы Давида Аквини посвящена автомобилю Alfa Romeo 6C2300 Gran Turismo. Традиционные материалы – ​мрамор и латунь – ​переосмыслены в минималистическом ключе.

Лампа Gran Turismo работы Давида Аквини посвящена автомобилю Alfa Romeo 6C2300 Gran Turismo. Традиционные материалы – ​мрамор и латунь – ​переосмыслены в минималистическом ключе.


Все это можно увидеть в мистической эстетике многих объектов, не лишенных легкого налета ретро, которые сегодня появляются в области современного и ультрасовременного дизайна. Такие объекты, как лампа Gran Turismo (Давид Аквини) и столики из серии «50x50» (Франческо Меда), контрапунктом проводят идею отсутствия физического в беспроводном измерении с помощью благородного, «умного» материала, всегда использовавшегося в эзотерической традиции, – ​мрамора.

Это лишь несколько примеров из мира дизайна, авторы которых очевидно знают, как поэтично интерпретировать явления, которые по-прежнему не вписываются в рамки законов физики. Да, мы никогда не сможем полностью контролировать эти силы, но они могут стать своего рода метафизическим якорем, гаванью в океане неуловимых цифровых духов.

Настольная лампа Ora компании Ross Gardam. Лимитированная коллекция из анодированного алюминия и золота.

Настольная лампа Ora компании Ross Gardam. Лимитированная коллекция из анодированного алюминия и золота.


Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться