Интерьеры
ФОТО:masquespacio.com, fciny.org
03.07.2018
Реактивные идеи в дизайне: почему не стоит использовать то, что первым приходит в голову
Реактивные идеи в дизайне: почему не стоит использовать то, что первым приходит в голову

Реактивные идеи в дизайне: почему не стоит использовать то, что первым приходит в голову

Любой проект начинается с идеи. Ключевой задумки, от которой зависит всё: от материалов и цвета, до каждой формы, используемой в пространстве. Некоторые из них приходят в голову сразу, с первыми ассоциациями. Почему они часто не подходят для воплощения? Как преодолеть банальность и придумать что-то новое? Рассказывает арт-директор студии Точка дизайна, преподаватель Школы дизайна интерьера НИУ ВШЭ – Иван Миролюбов.

Тест на уникальность

Чтобы доказать тривиальность самых первых идей, можно привести в пример популярный тест. Группе человек раздаются листы бумаги, на которых изображены 10 окружностей. За несколько минут, каждый из участников должен дорисовать их до осмысленного объекта (например, планета земля, монокль, сковорода и так далее). Затем результаты сравниваются, и зачастую все самые первые ассоциации дублируются. Интересные же мысли начинают приходить в голову, когда всё очевидное было отброшено.

Создание концепции всегда требует сознательных усилий. Чтобы придумать что-то интересное, необходимо перебрать десяток «проходных» идей. Первое, что приходит в голову, всегда кажется слабее того, что возникает позже. Наш мозг экономит энергию и в первую очередь предлагает самые очевидные решения. Поэтому придумав одну идею, необходимо спросить: «а что еще можно придумать?».

А что еще?

Doctor Monzana – магазин и сервисный центр, разработанный известной фирмой Masquespacio. Главный товар здесь – это смартфон с массой технических особенностей, одна из которых – это сенсорный экран с углом чтения 54 градуса.

Магазин и сервисный центр Doctor Monzana, спроектирован студией Masquespacio. Фото: masquespacio.com

Магазин и сервисный центр Doctor Monzana, спроектирован студией Masquespacio. Фото: masquespacio.com

Фирма Мasquespacio умеет задавать вопрос «а что еще?», так как именно эта особенность стала ключом для решения визуальной составляющей пространства. Цветовые пятна, пол, потолок и светильники расположены под углом 54 градуса. Но они не остановились на этом. «А что еще?» - зеленый и синий, как отсылка на образ врача. «А что еще?» - металл добавляет индустриальный оттенок, который напоминает нам о высокотехнологичных лабораториях. «А что еще?» - фиолетовый для вундеркиндов…

Убрать лишнее

Сильная идея не нуждается в дополнении. Она говорит сама за себя. Если идея уникальна, нужно максимально избавиться от шелухи. Это как помехи, которые мешают четко увидеть изображение: так бывает, когда нужно только правильно настроить телевизор на верные частоты.

Ресторан со стенами из переработанного мусора, специально спроектирован к ярмарке Wanted Design Manhattan. Фото: fciny.org

Ресторан со стенами из переработанного мусора, специально спроектирован к ярмарке Wanted Design Manhattan. Фото: fciny.org

Хороший пример:  ресторан, который специально спроектирован к ярмарке Wanted Design Manhattan. Временная столовая основана на концепции, созданной рестораном «Нолла» в Хельсинки, объявленным как «первый ресторан с нулевыми отходами в скандинавском регионе». Такую концепцию еще называют Zero Waste.

Его особенность в том, что он полностью построен из переработанной упаковки продуктов питания. Материал, из которого выполнена отделка стен, пола и потолка, напоминает благородный синий гранит и занимает 80-90 процентов от дизайна основного пространства. На самом же деле это материал, полученный из вторичной переработки мусора. Все остальное служит дополнением: простые формы светильников, мебели, стола и посуды – подчеркивают ключевую идею. Важно выделять главное. Поверхностные идеи могут запутать, уводя от основной мысли. 

Нарушить правила

Иногда идеи просто не приходят в голову. Складывается ощущение, будто вы столкнулись с невидимой стеной, которая мешает идти вперед. В таком случае очень сильно помогает составить список правил, которые обычно соблюдаются при разработке идей. Как у нас принято? Что мы всегда делаем? Ответьте. Затем придумайте противоположность для придуманных вами правил.

Современный художник Mark de Jong довольно радикально «разбирается» со стенами. Он разработал инсталляцию, в которой внутреннее пространство старого трехэтажного кирпичного дома 1880 года полностью освобождено от перекрытий и стен. Такой ход художник решил применить как символ освобождения от ограничений повседневной жизни. Завершают этот образ качели, расположенные в этом пространстве.

Стены при этом остались нетронутыми для того, чтобы создать диалог между человеком, находящимся в помещении и историей здания. Радикальные решения иногда могут быть самыми лучшими.

Поэтому, если вы уперлись в стену и не можете идти вперед, может, стоит развернуться на 180 градусов и все-таки двигаться? Каждый отвечает для себя сам.

Другие статьи Ивана Миролюбова: 

Salone del Mobile 2018: итоги и тренды

Как избегать трендов и быть в тренде

Упрощение как главный тренд в дизайне интерьера

Концепция в дизайне интерьера: как создавать и не повторяться

Ирония в интерьере

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться