Новости
АВТОР: Анжелина Вин
31.07.2014
Пернетт Перриан и Жак Барсак: о великом женском дизайне Шарлотты Перриан
Пернетт Перриан и Жак Барсак: о великом женском дизайне Шарлотты Перриан

Пернетт Перриан и Жак Барсак: о великом женском дизайне Шарлотты Перриан

Пернетт Перриан и Жак Барсак

Пернетт Перриан и Жак Барсак

Наследница творчества, ассистент и дочь великого французского дизайнера Шарлотты Перриан, Пернетт Перриан (Pernette Perriand) и Жак Барсак (Jacques Barsac), исследователь этого творчества и автор статей и книг, представили в Москве выставку знаменитого дизайнера. Они рассказали в своем интервью RDH.ruо свободе в восприятии пространства, планеты как мира без границ и предметного дизайна Шарлотты Перриан.

Шарлотта Перриан

Шарлотта Перриан

- Я помню историю, когда в 1927 году Шарлотта Перриан пришла к Ле Корбюзье со своими проектами, но ответил ей, что они таким не занимаются. Ведь это было несколько снобистски с его стороны? Может, он не верил в женское творчество?

- Я думаю, что когда он увидел Шарлотту в первый раз, она еще была очень молода, всего двадцать четыре года, и очень красива, и он не воспринял её всерьез. Но когда потом он пошел на выставку и увидел её мебель, он решил, что Шарлотта талантлива и может не только рисовать, но и воплощать свои проекты в жизнь. После этого он отправился к Шарлотте, чтобы предложить ей позицию ассистентки в своем ателье. Думаю, все было именно так. В то время в области архитектуры практически не было женщин. Архитектура была глубоко мужской сферой. А в центре этой «мачистской» французской архитектуры было недоверие к женщинам, таков менталитет эпохи. Я покажу вам рисунок, где Ле Корбюзье изображает разные стулья: одни для мужчин и другие для женщин. Шезлонг, например, был предназначен для мужчин, потому что для женщины было немыслимо держать ноги на одном уровне с головой. А Шарлотта считала, что и те, и другие могут сидеть одинаково.

Проект Шарлотты Перриан

Проект Шарлотты Перриан

- Ле Корбюзье был настолько консервативен в этом вопросе?

- Да, очень консервативен. По его мнению, у мужчин свое предназначение, у женщин своё.

Проект Шарлотты Перриан

Проект Шарлотты Перриан

- А потом Шарлотта доказала ему, что он не прав?

- Разумеется. В первую их встречу Шарлотта показала ему много рисунков, и он сразу же нашел их интересными. Но что важно – это реализация. Принципиальным было то, что она смогла доказать ему, что эти изображения не какие-то абстракции, а их вполне можно реализовать. Важно понимать, что в 1927 году Ле Корбюзье был серьезно занят мебелью. Он создал много деревянных объектов, но вот из металла – нет. В начале 1927 года Ле Корбюзье создал два дома в Штутгарте, в квартале, где стояли дома в стиле немецкого авангарда, и эти дома были обставлены новой мебелью, а дома Ле Корбюзье – нет. И немцы, логично, были удивлены: где же вся та новизна, о которой он говорил в книгах. Поэтому когда он встретился с Шарлоттой и увидел её выставку, он понял, что именно это он хочет воплотить. Можно сравнить программу Ле Корбюзье до этой встречи и после. До – вы видите, четкое разделение на мужское и женское. После – воплощенные проекты Шарлотты.

Шезлонг Bambou

Шезлонг Bambou

- То есть Шарлотта была большим новатором в дизайне мебели, чем Ле Корбюзье?

- Корбюзье интересовался в первую очередь архитектурой. Мебель ему нужна была, чтобы утереть нос представителям школы Баухаус, показать им, что у него тоже есть мебель. Потому-то он и предложил ей стать ассистенткой. Шарлотта взяла его изначальные работы, сделала свои эскизы, и мы получили результат: шезлонг, на котором женщины сидят точно так же, как мужчины. Программа Ле Корбюзье содержала все важные элементы: какие условия создания, какой бюджет, для какого архитектурного пространства предназначается. Он давал ей фотографию, уже созданный объект, на форму которого надо было опираться.

Шезлонг Bambou

Шезлонг Bambou

- Шарлотта Перриан – вторая женщина в дизайне, не так ли? После Эйлин Грей, я имею в виду.

- О, да! Инновацией в ее мебели, представленной ею в 1928 году – это каркас, отделенный от обивки. Раньше обивка всегда была прикреплена к каркасу, а здесь же они отделены. Её можно менять, если у вас есть деньги. В этой мебели был и политический подтекст. Общество тогда делилось на буржуа и рабочих, и если первые моги позволить себе обить этот каркас, например, кожей, то рабочие для того же самого каркаса использовали какой-нибудь кусок ткани.

Стулья Шарлотты Перриан

Стулья Шарлотты Перриан

- Меня очень интересуют интерьеры, созданные Шарлоттой. Какой была её философия пространства?

- Как можно больше свободного пространства. Главное в доме – это разделение помещений. Только так можно обеспечить максимальную функциональность пространства в повседневной жизни. Также важен свет. Солнечный – днем и искусственный – ночью. Она как-то нарисовала систему светильников, идущую параллельно окну.

Проект Шарлотты Перриан

Проект Шарлотты Перриан

- Мне очень нравятся её интерьеры, они такие солнечные.

- Она проектировала шале, для которого производила очень много расчетов, чтобы утренние лучи солнца попадали ровно в окно, имеющее особую форму. Когда Шарлотта создавала эскиз, она отдельно рисовала мужской взгляд и отдельно – женский, разница в деталях очень важна. Поэтому, когда вы фотографируете интерьер Шарлотты, необходимо выбрать, с какой позиции в это делаете.

Проект Шарлотты Перриан

Проект Шарлотты Перриан

- Изменилось ли видение Шарлотты после визита в Японию?

- Она хорошо знала японскую архитектуру перед отъездом, все архитекторы авангарда были с ней знакомы. Только по книгам, разумеется. Приехав туда в 1940 году, она увидела заводское строительство. В традиционных японских домах всего два измерения: на полу лежат плоские татами, дверьми служат плоские бумажные фусуми, и все это изготовлено заранее на заводе. Именно эту идею она привезла с собой из Японии. Но если посмотреть работы Шарлотты 1934 года, можно увидеть сильное сходство с японской архитектурой, а ведь это было за шесть лет до её посещения Японии. В некотором роде её можно считать матерью современного дизайна, её вклад бесконечно велик.

Проект Шарлотты Перриан

Проект Шарлотты Перриан

- Что для Шарлотты было самое главное в современном дизайне?

- Пространство. Человек. Пустота. Как можно меньше объектов. Она часто употребляла эту формулу: «пустота всемогуща, потому что она может вместить что угодно». Это основа её позиции. Пустота нужно для человека, потому что невозможно чувствовать себя абсолютно свободным и свободно мыслить в забитом пространстве. Как-то Шарлотта попала в больницу и находилась в палате, где не было буквально ничего. И когда она вернулась домой, она заплакала, потому что квартира её матери была заставлена всякими вещицами, картины висели повсюду. Шарлотта постоянно повторяла: «какое счастье, что есть кошка», потому что кошка часто роняла и разбивала вещи.

Проект Шарлотты Перриан

Проект Шарлотты Перриан

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться