Новости
АВТОР: rdh.ru
27.05.2014
Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина
Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина

Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина

Серов В.А. Портрет Г.Л. Гиршман. 1906. Эскиз живописного портрета 1907 года, находящегося в Третьяковской галерее. Бумага на картоне, акварель, белила. Из собрания Третьяковской галереи.

Серов В.А. Портрет Г.Л. Гиршман. 1906. Эскиз живописного портрета 1907 года, находящегося в Третьяковской галерее. Бумага на картоне, акварель, белила. Из собрания Третьяковской галереи.

30 мая в Третьяковской галерее в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» состоится открытие выставки «Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина». Она позволяет зрителю рассмотреть в исторической перспективе процессы, которые происходили в творчестве различных поколений художников на пути от рождения замысла до его воплощения на полотне. Около 200 эскизов, этюдов и набросков раскрывают особенности работы отдельных мастеров и богатство их индивидуальностей.

Басин П.В.  Смерть Плиния. 1820-е. Эскиз неосуществленной картины. Бумага, сепия, белила, кисть, тушь, перо, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Басин П.В. Смерть Плиния. 1820-е. Эскиз неосуществленной картины. Бумага, сепия, белила, кисть, тушь, перо, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Своеобразным эпиграфом выставки является корпус подготовительных рисунков к полотну А.А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857, ГТГ). Этапы работы над монументальным живописным произведением демонстрируют размах творческой деятельности художника. Из представленных на выставке произведений первой половины XIX века особое внимание привлекают шедевры композиционного академического рисунка – эскизы к картинам крупнейших мастеров своего времени К.П. Брюллова и Ф.А. Бруни, связанные с созданием знаменитых живописных полотен «Последний день Помпеи» (1830–1833, ГРМ) и «Медный змий» (1841, ГРМ).

Иванов А.А.  Дрожащий мальчик. 1833-1840-е. Бумага, итальянский карандаш, белила. Из собрания Третьяковской галереи.

Иванов А.А. Дрожащий мальчик. 1833-1840-е. Бумага, итальянский карандаш, белила. Из собрания Третьяковской галереи.

Мастера исторических композиций использовали все разнообразие типов подготовительной графики. На выставке представлены образцы беглых набросков (И.Е. Репин. «Иван Грозный», 1882), упрощенных композиционных схем (В.И. Суриков. «Меншиков в Берёзове», 1883), виртуозно исполненных рисунков (В.Д. Поленов. «Христос и грешница», 1888), экспрессивные фантазии (Н.Н. Ге. «Суд синедриона», 1892), листы-вариации известных картин (И.Н. Крамской. «Неутешное горе», 1870 – начало1880-х).

Иванов А.А. Явление Христа народу. Середина 1830-х. Эскиз композиции. Бумага, сепия, акварель, белила, графитный карандаш, сангина. Из собрания Третьяковской галереи.

Иванов А.А. Явление Христа народу. Середина 1830-х. Эскиз композиции. Бумага, сепия, акварель, белила, графитный карандаш, сангина. Из собрания Третьяковской галереи.

Специальный раздел выставки посвящен знаменитым этюдам, которые стали такой же важной частью истории русского искусства, как и произведения, к которым они были созданы. Это «Голова Христа» Н.Н. Ге для картины «Голгофа» (1893, ГТГ), работы М.А. Врубеля – акварель «Роза» к «Портрету Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок» (1905, ГРМ) и рисунки углем: «Платье» к пастели «После концерта» (1905, ГТГ), «Голова пророка» к композиции «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ). «Жемчужиной первой величины» справедливо считают этюд старшей дочери А.Д. Меншикова к картине В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» (1883, ГТГ). Все они отличаются художественным совершенством, мастерством исполнения и, перерастая рамки этюда, превращаются в совершенно самостоятельные произведения.

Бруни Ф.А. Медный змий. 1839. Окончательный эскиз одноименной картины (1841, ГРМ). Бумага, сепия, тушь, белила, графитный карандаш, кисть, перо. Из собрания Третьяковской галереи.

Бруни Ф.А. Медный змий. 1839. Окончательный эскиз одноименной картины (1841, ГРМ). Бумага, сепия, тушь, белила, графитный карандаш, кисть, перо. Из собрания Третьяковской галереи.

На рубеже XIX–XX веков переосмыслялась роль этюда и эскиза, размывались границы между ними. Примером соединения специфики этюда и эскиза можно назвать акварель В.А. Серова «Портрет Г.Л. Гиршман» к ее живописному портрету (1907, ГТГ) и карандашный «Автопортрет» М.А. Врубеля, созданный в процессе работы над акварельным «Автопортретом» (1905, ГРМ). Рисунок углем М.А. Врубеля «Раковина» весьма условно может быть назван этюдом к знаменитой «Жемчужине» (1904, ГТГ). Он лишь часть цикла натурных рисунков, итогом которого является эта знаменитая композиция.

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Один из первых эскизов одноименной картины (1830-1833, ГРМ). Бумага, бистр, перо. Из собрания Третьяковской галереи.

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. Один из первых эскизов одноименной картины (1830-1833, ГРМ). Бумага, бистр, перо. Из собрания Третьяковской галереи.

Выставка продлится до 9 ноября.

Перов В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду. Эскиз одноименной картины (1866, ГТГ). Картон, графитный и цветной карандаши, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Перов В.Г. «Тройка». Ученики мастеровые везут воду. Эскиз одноименной картины (1866, ГТГ). Картон, графитный и цветной карандаши, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Васильев Ф.А. Заброшенная мельница. Эскиз-вариант одноименной картины (1871-1873, ГТГ). Бумага, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Васильев Ф.А. Заброшенная мельница. Эскиз-вариант одноименной картины (1871-1873, ГТГ). Бумага, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Репин И.Е. Запорожцы. 1878. Эскиз. Первая мысль композиции картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 - 1891, ГРМ). Бумага, графитный карандаш, растушка. Из собрания Третьяковской галереи.

Репин И.Е. Запорожцы. 1878. Эскиз. Первая мысль композиции картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 - 1891, ГРМ). Бумага, графитный карандаш, растушка. Из собрания Третьяковской галереи.

Суриков В.И. . Старшая дочь Меншикова. Этюд для картины «Меншиков в Березове» (1883, ГТГ). Бумага, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Суриков В.И. . Старшая дочь Меншикова. Этюд для картины «Меншиков в Березове» (1883, ГТГ). Бумага, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Суриков В.И. Боярыня Морозова. 1885. Эскиз одноименной картины 1887 года, находящейся в Третьяковской галерее. Бумага, акварель, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Суриков В.И. Боярыня Морозова. 1885. Эскиз одноименной картины 1887 года, находящейся в Третьяковской галерее. Бумага, акварель, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Врубель М.А. Демон поверженный. Фотография первоначального варианта одноименной картины (1902, ГТГ), раскрашенная автором. Фотоотпечаток, гуашь, бронзовая и серебряная краски, тушь, кисть, перо. Из собрания Третьяковской галереи.

Врубель М.А. Демон поверженный. Фотография первоначального варианта одноименной картины (1902, ГТГ), раскрашенная автором. Фотоотпечаток, гуашь, бронзовая и серебряная краски, тушь, кисть, перо. Из собрания Третьяковской галереи.

Борисов-Мусатов В.Э. Портрет дамы в голубом платье. Этюд для композиции «Летняя мелодия» (1904-1905, местонахождение неизвестно). Бумага, акварель, гуашь. Из собрания Третьяковской галереи.

Борисов-Мусатов В.Э. Портрет дамы в голубом платье. Этюд для композиции «Летняя мелодия» (1904-1905, местонахождение неизвестно). Бумага, акварель, гуашь. Из собрания Третьяковской галереи.

Кустодиев Б.М. Император Николай II с цесаревичем. 1905. Эскиз картины «Парад в манеже по случаю столетия лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 года» (1906, ГЭ). Бумага, гуашь, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Кустодиев Б.М. Император Николай II с цесаревичем. 1905. Эскиз картины «Парад в манеже по случаю столетия лейб-гвардии Финляндского полка 12 декабря 1905 года» (1906, ГЭ). Бумага, гуашь, графитный карандаш. Из собрания Третьяковской галереи.

Врубель М.А. Голова пророка. 1904-1905. Этюд для композиции «Пророк» (1906, ВМП). Этюд использован художником также для  композиции «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ). Бумага, уголь, графитный карандаш, белила, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Врубель М.А. Голова пророка. 1904-1905. Этюд для композиции «Пророк» (1906, ВМП). Этюд использован художником также для композиции «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ). Бумага, уголь, графитный карандаш, белила, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Серов В.А. Портрет Г.Л. Гиршман. 1906. Эскиз живописного портрета 1907 года, находящегося в Третьяковской галерее. Бумага на картоне, акварель, белила. Из собрания Третьяковской галереи.

Серов В.А. Портрет Г.Л. Гиршман. 1906. Эскиз живописного портрета 1907 года, находящегося в Третьяковской галерее. Бумага на картоне, акварель, белила. Из собрания Третьяковской галереи.

Сомов К.А. Этюд для картины «Осмеянный поцелуй» (1908, ГРМ). Бумага, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Сомов К.А. Этюд для картины «Осмеянный поцелуй» (1908, ГРМ). Бумага, акварель. Из собрания Третьяковской галереи.

Кустодиев Б.М. Портрет Л.С. Бакста. 1910. Этюд для неосуществленного группового портрета художников «Мира искусства». Бумага, темпера. Из собрания Третьяковской галереи.

Кустодиев Б.М. Портрет Л.С. Бакста. 1910. Этюд для неосуществленного группового портрета художников «Мира искусства». Бумага, темпера. Из собрания Третьяковской галереи.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться