Новости
АВТОР: rdh.ru
03.09.2013
XXXV Российский Антикварный Салон
XXXV Российский Антикварный Салон

XXXV Российский Антикварный Салон

Арт ван дер Нер. Сельский пейзаж с рыбаками на берегу реки, XVII век. Холст, масло, 49,5 × 64

Арт ван дер Нер. Сельский пейзаж с рыбаками на берегу реки, XVII век. Холст, масло, 49,5 × 64

С 19 по 27 октября в Центральном Доме Художника пройдет XXXV Российский Антикварный Салон. Одно из самых ярких и значимых событий отечественного антикварного рынка по традиции объединит его главных представителей. Ведущие галереи представят на Салоне широкий спектр изделий: от уникальных образцов живописи и графики до роскоши декоративно-прикладного и ювелирного искусства.

Деятельность Антикварного Салона на протяжении всей его долгой истории направлена на сохранение национального культурного наследия. Этому способствует богатая программа некоммерческих мероприятий. Специальный проект XXXV Российского Антикварного Салона «Малые голландцы» посвящен голландской живописи XVII века из частных собраний Москвы. Экспозиция приурочена к мероприятиям перекрестного Года Нидерландов в России и России в Нидерландах. По словам куратора, доктора искусствоведения В.А. Садкова, выставка позволит продемонстрировать «основные особенности мировосприятия, разнообразие жанров и стилистики работ голландских живописцев XVII столетия».

Творчество «малых голландцев», к которым относят мастеров пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, характеризуют ясность композиции, выверенность цветовых решений, выразительность деталей и уникальность символико-ассоциативного мышления. Для формирования манеры и стиля представителей школы определяющее значение имели общественно-политические и религиозные факторы.

В начале XVII века протестантизм получил статус официальной государственной религии Голландии. Он осуждал рукотворные изображения Бога и тем самым исключал церковь из числа заказчиков произведений искусства. Функции патрона художников не могла взять на себя и малочисленная крупная аристократия. Итогом стала ориентация людей творческих профессий на рынок. А следовательно, рост интереса к частной жизни. «Малые голландцы» одними из первых открыли красоту и поэзию обыденного. С другой стороны, их картины становились частью быта, деталью интерьера скромных бюргерских домов. Что, впрочем, не лишало произведения многоплановости и глубины. Вера в существование сверхчувственного мира порождала необычайную ассоциативную свободу. В картинах «малых голландцев» каждый предмет, каждый образ имеет несколько уровней глубины; их восприятие предопределяется степенью образованности и типом мышления конкретного зрителя.

Ян ван Нордт. Портрет мальчика, пускающего мыльные пузыри, XVII век. Холст, масло, 96 ×81

Ян ван Нордт. Портрет мальчика, пускающего мыльные пузыри, XVII век. Холст, масло, 96 ×81

Гармоничное сочетание лиризма с практицизмом, высокое мастерство и тематическое многообразие, массовость продукции и сравнительно невысокие цены на нее сделали работы «малых голландцев» объектом пристального внимания коллекционеров всего мира. Не стали исключением и российские собиратели. Большие группы картин голландских мастеров стали появляться в нашей стране уже в начале XVII века, в эпоху Петра Великого. А во времена царствования Екатерины II Императорский Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считался обладателем одной из лучших в мире подборок произведений голландской школы. Почетное место работы «малых голландцев» занимали и в коллекциях аристократических семей (Шуваловы, Строгановы, Юсуповы, Шереметевы).

Для специального проекта XXXV Российского Антикварного Салона из обширного списка памятников, находящихся в столичных собраниях, были отобраны самые типичные и качественные. Здесь будет представлен и материал музейного уровня, никогда не выставлявшийся в России, малодоступный даже для специалистов, и произведения, входившие в состав масштабного проекта «Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы», который экспонировался в залах ГМИИ им. Пушкина весной 2012 года.

Среди наиболее интересных работ – редкая для отечественных коллекций марина Корнелиса Вербека «Корабли в бурном море», «Лесной пейзаж» прославленного амстердамского живописца Гиллисаван Конинксло, эталонные образцы голландского пейзажа кисти Абрахама Берстратена и Яна Вейнантса, представительная группа произведений голландских портретистов первой половины XVII столетия (Элиас Пикенойа, Михилван Миревелт, Корнелис Янсон ван Кейлен), натюрморты Михиела Симонса и Виллема Грасдорпа.В состав экспозиции вошли и картины чрезвычайно редких художников – например, композиция «Нахождение Эрихтония» принцессы Датской и Норвежской Луизы.

Арт ван дер Нер. Сельский пейзаж с рыбаками на берегу реки, XVII век. Холст, масло, 49,5 × 64

Арт ван дер Нер. Сельский пейзаж с рыбаками на берегу реки, XVII век. Холст, масло, 49,5 × 64

Настоящее открытие выставки – возвращение в научный обиход работы голландского анималиста Паулюса Поттера «Бодающиеся быки и корова на пастбище», датированной 1650 годом. Картина входила в состав коллекций знаменитых французских и российских собирателей (Жан-Батист Лебрен, канцлер А.А. Безбородко и другие), однако на протяжении последних ста лет никто не имел возможности видеть и изучать ее в оригинале. Появление картины на спецпроекте XXXV Российского Антикварного Салона становится символом преемственности, связующим звеном между разными этапами частного коллекционирования произведений старых мастеров.

Организатор Салона: “ЭКСПО-ПАРК Выставочные проекты”

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться