Новости
АВТОР: RDH.ru
ФОТО:© Daniel Zakharov
31.05.2013
Венецианская биеннале 2013: «Даная» - в павильоне России
Венецианская биеннале 2013: «Даная» - в павильоне России

Венецианская биеннале 2013: «Даная» - в павильоне России

Инсталляция «Даная» художника Вадима Захарова, представляющего Россию на Венецианской биеннале 2013

Инсталляция «Даная» художника Вадима Захарова, представляющего Россию на Венецианской биеннале 2013

С 1 июня по 24 ноября 2013 на 55-й Международной арт-биеннале в Венеции открыта для просмотра инсталляция «Даная» художника Вадима Захарова, представляющего Россию в этом году; впервые за долгую историю павильона России, построенного знаменитым русским архитектором Алексеем Щусевым и открытого в 1914 году, концептуальная выставка располагается в на двух этажах павильона.

Инсталляция «Даная» художника Вадима Захарова, представляющего Россию на Венецианской биеннале 2013

Инсталляция «Даная» художника Вадима Захарова, представляющего Россию на Венецианской биеннале 2013

Сюжет инсталляции «Даная» разворачивается вокруг древнегреческого мифа о Данае, дочери Акрисия, царя Аргосского, и Евридики: «Так как Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и оплодотворил ее, у нее родился сын Персей. По мотивам этой легенды созданы многие произведения мирового искусства; одним из наиболее известных является одноименная картина Рембрандта (1636–1647), хранящаяся в Государственном Эрмитаже и подвергшаяся 15 июня 1985 года нападению маньяка, облившего холст серной кислотой и сделавшего в нем два разреза.

«В инсталляции мы имеем две точки зрения – сверху и снизу (в центральном зале павильона прорублена огромная квадратная дыра в нижнее выставочное пространство, вокруг которой построена алтарная преграда с подушками для колен). Опустившись на колени и заглянув вниз, мы можем понять и ощутить, что присутствуем при уникальном процессе материализации мифа. Через огромную дыру в полу мы попадаем в другое смысловое и поэтическое пространство, куда и летят с пирамидального потолка «золотые монеты». Внизу мы видим женщин с зонтиками, которые предохраняют их от болезненных ударов монет. Нижний зал разрешено посещать только женщинам. Здесь нет никакого сексизма – лишь следование «логике анатомического строения» мифа. Мужское попадает внутрь только сверху, в виде денежного дождя. Нижний уровень павильона – «пещера-утроба», еще сохраняющая покой, знание и память», - объясняет смысл инсталляции художник Вадим Захаров. Монеты для «золотого дождя» и конвейер, их поднимающий, были специально разработаны Вадимом Захаровым совместно с конструкторским бюро Йорга Шильдбаха (Германия).

Художник Вадим Захаров, автор инсталляции «Даная» в павильоне России, на Венецианской биеннале 2013

Художник Вадим Захаров, автор инсталляции «Даная» в павильоне России, на Венецианской биеннале 2013

«Денежная единица One Danaё – знак личной ответственности художника за его присутствие на художественной сцене, и не только. Это и есть валюта художника, гарантированная его честным словом. На монете выбиты простые, всем известные слова: «любовь», «единение», «свобода», «правда». Каждая женщина, попадая в пещеру, собирает по просьбе автора несколько монет и при выходе бросает в ведро», – рассказывает Вадим Захаров.

Впервые в истории Павильона России выставка в нем подготовлена зарубежным куратором – Удо Киттельманом, директором Национальной галереи Государственных музеев Берлина.

Накануне открытия выставки Киттельман сказал: «Я очень рад возложенной на меня ответственной и одновременно сложной задаче – курировать выставку Вадима Захарова в Павильоне России. Я курирую национальный павильон второй раз: в 2001 году в Павильоне Германии мною была организована выставка немецкого художника Грегора Шнайдера. При этом между этими случаями есть большая разница. Тогда я выбрал художника, который казался мне наиболее интересным для показа на Венецианской биеннале. Теперь же Вадим Захаров предложил для себя куратора, о котором знает, что тот, с момента их давней встречи в конце 1980-х годов, считает его одним из самых значительных интернациональных художников».

Совместная работа Вадима Захарова и Удо Киттельмана, а также архитектора проекта Майера Фоггенрайтера (Германия) привела к созданию уникального проекта. Киттельман так говорит о нем: «Миф о Данае, с античности и до наших дней постоянно бытующий в искусстве, получает новую интерпретацию в работе Вадима Захарова, представленной в Павильоне России. Греческий миф о божественном оплодотворении Данаи может быть прочитан по-разному: золотой дождь как метафора соблазнения Данаи отсылает к аллегории человеческих страстей и желаний, но в то же время является аллегорией развращающей власти денег. В своей инсталляции Захаров придает античному мифу современное временнóе измерение. Философские, сексуальные, психологические и культурные фрагменты собираются воедино в театрализованной композиции, которая занимает все залы павильона. Скульптурные, изобразительные, перформативные элементы создают круговорот материальных вещей (монеты, шелуха от орехов, лепестки розы и сами зрители). В этом «перформансе в пяти актах» Захаров показывает значимость мифологических воплощений обществу, которое более не питает к ним никакого доверия.

...пришло время нам признаться в грубости,

похоти, нарциссизме, демагогии,

фальши, жадности, банальности, цинизме,

грабеже, спекуляции, расточительстве,

чревоугодии, соблазне, зависти и глупости».

Комиссар павильона Стелла Кесаева поделилась своими впечатлениями от работы над проектом: «Приглашая Вадима Захарова представлять Россию на Венецианской биеннале, я исходила из того, что на сегодняшний день он является одним из самых значимых художников нашей страны. Но я не могла представить, что проект «Даная» заново откроет для меня талант Вадима Захарова. Я понимаю, насколько ему была важна совместная работа не просто с замечательным куратором, но и своим хорошим другом Удо Киттельманом. Объединение усилий всегда дает потрясающий результат. Я рада, что наш проект был поддержан Министерством культуры Российской Федерации, и надеюсь на его успех в Венеции».

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог под редакцией Удо Киттельмана, выпущенный издательством Hatje Cantz (Германия). В него вошли тексты Вадима Захарова и куратора музея Метрополитен (Нью-Йорк) Николаса Каллинана, предисловие Стеллы Кесаевой, две беседы художника и куратора, записанные в 2005 и 2013 годах, а так же «Глоссарий» – своеобразный путеводитель по выставке, составленный Удо Киттельманом.

Художник Вадим Захаров родился в Душанбе в 1959 году, живет и работает в Берлине и Москве. Художник, редактор, коллекционер и архивариус московской концептуальной школы. С 1978 года принимал участие в выставках неофициального искусства, сотрудничал со многими художниками, среди которых были Виктор Скерсис, Сергей Ануфриев, Андрей Монастырский, Юрий Лейдерман, с 2009 года работает совместно с Никласом Ничке. В 1982–1983 годах Захаров принимал участие в работе галереи «Апт-арт», Москва. С 1992 года – издатель альманаха «Пастор» и основатель Pastor Zond Edition. В 2006 году совместно с Е. Деготь был составителем так называемой «Золотой книги московского концептуализма», а в 2008 году инициировал запуск сайта «Московский концептуализм, представленный Вадимом Захаровым» (www.conceptualism-moscow.org). Автор «Монумента к 100-летию со дня рождения Теодора Адорно», установленного в 2003 году во Франкфурте-на-Майне.

Куратор Удо Киттельман родился в 1958 году в Дюссельдорфе, Германия. В 2008 году назначен на пост директора Национальной галереи Государственных музеев Берлина. В его подчинении находятся Старая и Новая Национальные галереи и музей современного искусства Hamburger Bahnhof, Музей Берггрюна, Коллекция Шарф-Герстенберга и Фридрихсвердерская церковь. С 1987 по 1993 год Удо Киттельман был независимым куратором, организовав за это время около 100 выставок. С 1994 по 2001 год он занимал должность директора Кунстферайн в Кельне. В 2001 году Удо Киттельман был комиссаром Павильона Германии на Венецианской биеннале, который получил главную награду выставки «Золотого льва» за лучший национальный павильон с проектом Грегора Шнайдера Totes Haus u r. Между 2002 и 2008 годами он был директором Музея современного искусства (MMK) во Франкфурте-на-Майне. Автор многочисленных публикаций о современном искусстве. В 2012 году занял 37-е место в ежегодном рейтинге Power 100 журнала Art Review. 

Стелла Кесаева - президент Stella Art Foundation, комиссар Павильона России на Международной художественной выставке – Венецианской биеннале в 2011, 2013 и 2015 годах. Основала Stella Art Foundation в 2003 году. За это время инициировала около 100 выставок в Москве, Европе, Азии и Америке. В рамках параллельной программы Венецианской биеннале была организатором выставок «Руина Россия», Scuola dell’arte dei Tiraoro e Battioro (2007), и «Этот смутный объект искусства», Ca’ Rezzoniko (2009). Помимо этого, осуществила ряд партнерских проектов с крупнейшими музеями, такими как Kunsthistorisches Museum, Вена: «Этот смутный объект искусства» (2008), выставки Елены Елагины и Игоря Макаревича In situ (2009) и Бориса Орлова «Круг героев» (2010). В России Стелла Кесаева организовала выставки Эмилии и Ильи Кабаковых ««Случай в музее» и другие инсталляции», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (2004); «Комнаты Мэпплторпа» в Stella Art Foundation, Москва (2005); ретроспективу Вадима Захарова «25 лет на одной странице», Государственная Третьяковская галерея, Москва (2006). Также Стелла Кесаева тесно сотрудничает с маэстро Валерием Гергиевым. В 2008 году при ее участии и поддержке в Мариинском театре состоялась российская премьера оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в постановке Билла Виолы.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться