Новости
АВТОР: RDH.RU
20.06.2012
Сантьяго Калатрава. В поисках движения
Сантьяго Калатрава. В поисках движения

Сантьяго Калатрава. В поисках движения

Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, 1996–2005 гг.

Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, 1996–2005 гг.

27 июня 2012 года в Зимнем дворце Государственного Эрмитажа при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Посольства королевства Испании в Москве открывается выставка «Сантьяго Калатрава. В поисках движения».

Экспозиция насчитывает около 150 архитектурных макетов, проектов и рисунков одного из самых известных архитекторов современности - Сантьяго Калатравы Вальса. За тридцать лет архитектурной практики он реализовал более сорока крупных проектов по всему миру — музеев, стадионов, вокзалов; был удостоен нескольких десятков наград и премий.

Архитектор Сантьяго Калатрава

Архитектор Сантьяго Калатрава

В основе каждого проекта Калатравы лежит наблюдение за природой. Филигранные стальные опоры вокзала Ориенте в Лиссабоне словно ветви тропического леса поддерживают навесы над платформами, паруса свода клуба Марины д'Ареки и оперы в Тенерифе изогнуты как пальмовые листья, а стальные «лепестки» на крыше Музея завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро тонкими колосками тянутся вслед за солнцем.

Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро, с 2010-го года

Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро, с 2010-го года

Мир органики подсказывает не только образные, но и технологические решения. Именно в природе Калатрава находит лучший пример распределения массы при максимальной нагрузке: образцом служит строение птицы. Парящим птицам подобны мосты в Дублине и Харлеммермере, железнодорожная станция TGV в лионском аэропорту Сент-Экзюпери и Музей искусств Милуоки в Висконсине, США. Движение — элемент самый неожиданный для воплощения в столь статичном виде искусства как архитектура. Потенциал движения скрыт во всем, что нас окружает. И простейшая призма, и древнегреческая статуя, и каменный собор воспринимаются в зависимости от того, в каком ракурсе они «пойманы» взглядом зрителя. Опыты с движением и статикой в скульптуре и архитектурных проектах открывают Калатраве новые возможности работы с формой. Так появляется преувеличенный, почти маньеристический изгиб пролета Струнного моста в Иерусалиме, изящно вздернутые козырьки ангаров Эрнстинга и закрученный грациозной спиралью небоскреб «Чикаго Спайер».

Мост Аламильо в Севилье, Испания, 1987–1992 гг.

Мост Аламильо в Севилье, Испания, 1987–1992 гг.

Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери в Лионе, Франция, 1989–1994 гг.

Железнодорожная станция аэропорта Сент-Экзюпери в Лионе, Франция, 1989–1994 гг.

Мост Сэмюэля Беккета в Дублине, 1998–2009 гг.

Мост Сэмюэля Беккета в Дублине, 1998–2009 гг.

Транспортный узел Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, с 2003-го года

Транспортный узел Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, с 2003-го года

Мост через канал Хофдварт Харлеммермер, Нидерланды, 1999–2004 гг.

Мост через канал Хофдварт Харлеммермер, Нидерланды, 1999–2004 гг.

Пространства Калатравы — как видения из фантастического будущего. Но в отличие от голливудских сценаристов и художников, архитектор не фантазирует, он поглощен исследованием. Опытами, благодаря которым даже такая прозаичная деталь, как вход в провинциальный складской ангар, превращается в произведение искусства. И в том, как противовес за противовесом, акварель за акварелью, из глины и деревянных кубиков архитектор складывает свой удивительный мир, и есть традиция настоящего искусства.

Кураторы выставки – Ксения Малич, младший научный сотрудник Сектора Современного искусства Государственного Эрмитажа, и Кристина Карилло де Алборнос, Испания.

Проведение выставки стало возможным благодаря поддержке компаний JT International and British Petrolium.

Выставка открыта с 27 июня по 30 сентября 2012 года.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться