Новости
АВТОР: Анжелина Вин
28.03.2012
Ферруччо Лавиани - сценограф виртуальных садов
Ферруччо Лавиани - сценограф виртуальных садов

Ферруччо Лавиани - сценограф виртуальных садов

Дизайнер Ферруччо Лавиани

Дизайнер Ферруччо Лавиани

Гений стендовых концепций, футурист и романтик, идеолог визуальных фантомов и приверженец функциональных вещей, дизайнер Ферруччо Лавиани любит и ненавидит создавать сценографию стендов на международных выставках. Но равных ему в этой сфере нет, он – автор стендов-шедевров для компаний Ego, Kartell, Emmemobili. Кроме того, он создает интерьеры для Dolce&Gabbana, светильники для Kartell и комоды-головоломки для Emmemobili.

Инсталляция ренессансного сада на стенде Ego, спроектированного Ферруччо Лавиани в январе 2012 г., на парижской выставке Maison & Objet

Инсталляция ренессансного сада на стенде Ego, спроектированного Ферруччо Лавиани в январе 2012 г., на парижской выставке Maison & Objet

- Почему вы решили стать архитектором и дизайнером? Каким образом это произошло?

- Случайно и совершенно неожиданно для себя самого. Все, что происходит со мной в жизни – чистые случайности. Я счастливчик. Рядом с моим домом в Кремоне была школа, в которой обучали делать скрипки. Ведь Кремона знаменита скрипками Гварнери и Страдивари. Все мои друзья учились в этой школе. Посещал ее и я. Затем вся компания ринулась изучать архитектуру в Милан и я не отстал, хотя сначала и не осознавал нужна ли она мне или нет, мне просто хотелось быть с друзьями. Я был очень молод и ничего не соображал толком, ведь уже в 24 года я защитил диплом в Миланском политехническом институте, для Италии такая скорость получения образования не характерна. Молодые люди 15-20 лет назад были более задумчивы и медлительны. Когда я еще учился в институте, прошел слух, что Микеле де Лукки набирает молодежь для работы над проектом. Бесплатно, конечно, но я был счастлив согласиться. Тогда мои родители очень помогали мне и я мог делать то, что мне хочется.

Инсталляция ренессансного сада на стенде Kartell, спроектированного Ферруччо Лавиани в апреле 2003 г., на Миланском мебельном салоне

Инсталляция ренессансного сада на стенде Kartell, спроектированного Ферруччо Лавиани в апреле 2003 г., на Миланском мебельном салоне

Инсталляция ренессансного сада на стенде Kartell, спроектированного Ферруччо Лавиани в апреле 2003 г., на Миланском мебельном салоне

Инсталляция ренессансного сада на стенде Kartell, спроектированного Ферруччо Лавиани в апреле 2003 г., на Миланском мебельном салоне

- Вам посчастливилось поработать со многими звездами, патриархами, прославившими итальянский дизайн на весь мир. Кого вы встретили первым? Этторе Соттсасс, Алессандро Мендини, Вико Маджистретти, Микеле де Лукки или Акилле Кастильони?

- Акилле Кастильони был первым, кого я увидел еще в детстве. Еще в школе в Кремоне маэстро прочитал нам лекцию о дизайне и рассказал о своей лампе Arco, которую он спроектировал для Flos. Это было 30 лет назад. Тогда эта лампа была образцом авангарда и буквально ошеломила меня своей новизной. Я и представить себе не мог, что впоследствии буду с ним работать. И многие годы спустя, когда я встретил его вновь, я сказал ему: «Это так удивительно, что мы теперь работаем как партнеры, ведь я встречался с вами, когда мне было 14 лет!». Первым же моим гуру в создании проекта был Микеле де Лукки, с которым я начал работать в 1983 г. и продолжал сотрудничать до 1991 г. В 1990 г. мы создали вместе экспозицию итальянской мебели «TECHNIQUE DISCRETES: le design du mobilier italien 1980-1990» в Лувре, в Париже. В этот период я познакомился Соттсассом и стал работать над коллекцией «12 nuovi MEMPHIS». Когда я в 1991 г. открыл свою студию, Акилле позвонил мне и сказал, что рекомендовал меня компании Kartell. Мы по-настоящему дружили, обсуждали очень много интересных проектов, я помогал ему в его работе с фабрикой De Padova, а он наставлял меня в новых креативных проектах, которые тогда я только начинал.

- Вы помните момент, когда вы осознали, что вы любите дизайн?

- Когда получил свой первый гонорар. Я почувствовал, что делаю нечто, что нравится людям, и покупая предмет, их воплощающий, - лампу Orbital для Foscarini - они принимают и одобряют мои идеи. Этот светильник до сих пор остается бестселлером. Мне было тогда 30-32. И я подумал, что стоит того, чтобы быть дизайнером и архитектором.

Настольная пластиковая лампа Bourgie для Kartell от Ферруччо Лавиани, которая стала бестселлером во всем мире

Настольная пластиковая лампа Bourgie для Kartell от Ферруччо Лавиани, которая стала бестселлером во всем мире

- Вы работали как архитектор или только как предметный дизайнер?

- Не только. Когда я сотрудничал с Микеле де Лукки, мы делали вместе архитектурные проекты в Японии. Также я с молодости знаком с Доменико Дольче и Стефано Габбана, и когда они купили здание в Сан-Тропе, Франция, мне было очень интересно создать интерьер. Сейчас я автор архитектурной концепции бутиков Dolce&Gabbana по всему миру, и продолжаю делать совершенно разные проекты: мебель, светильники, интерьеры и прочее для других компаний. Я люблю быть разным!

- Когда вы начали сотрудничать с Kartell?

- Это была одна из моих счастливых случайностей. Когда Клаудио Лутти возглавил Kartell, с компанией уже тогда работали такие знаменитости как Старк. Они предлагали свои идеи по концепции стенда на выставке ISaloni в Милане. Но Клаудио Лутти не понравились эти предложения, и он узнал от моих друзей, что я специализировался на проектировании стендов в студии Микеле де Лукки. Когда Клаудио Лутти позвонил мне и предложил разработать концепцию для стенда Kartell, я сначала спросил у Микеле де Лукки могу ли я самостоятельно сделать этот проект и, получив от него одобрение, сделал свое предложение, которое понравилось. Это было 20 лет назад. В тот момент я начал работать для Kartell и я решил организовать свою студию дизайна.

Настольная пластиковая лампа Bourgie для Kartell от Ферруччо Лавиани, которая стала бестселлером во всем мире

Настольная пластиковая лампа Bourgie для Kartell от Ферруччо Лавиани, которая стала бестселлером во всем мире

- Как вы ощущаете дизайн? Как вы оцениваете современный дизайн, дизайн дизайн 90-х гг., 80-х гг., 70-е ХХ века? В чем принципиальная разница?

- 70-е и 80-е годы ХХ века – для нас, я имею в виду для Европы и США, были максимумом свободы. Тогда не жалели инвестиций не только в дизайн, но и в исследование, дизайнер мог проводить исследование, сколько душе угодно. Дизайнерские группы того времени Studio Alchimia и Memphis – это фантастическая свобода творчества, 100%-ная! Основанная на новых исследованиях в области форм, восприятия, технологий, презентаций. В 90-х случился первый экономический кризис, но не настолько тяжелый как сейчас. Все равно в мире что-то двигалось, мы вышли из кризиса и с середины 90-х до середины 2000-х мы находились в периоде новой роскоши, но уровень культуры очень сильно снизился. И вкус людей к футуризму, радикальному дизайну был потерян. Появился новый минимализм. Параллельно появились заменители настоящей роскоши, очень много предметов стали делать под классику, стали популярны подделки, и в конце концов оформилось новое барокко в дизайне. Мы переживаем сейчас жестокий кризис и дизайнеры проектируют спокойные, не вызывающие никаких сильных эмоций, политически корректные, если можно так выразиться, вещи. Существует страх перед серьезными экспериментами в организации пространства интерьера и создании новых форм и функций вещей. Дизайнеры боятся резких движений, как будто ожидают, что они будут неверными. Главные критерии, которые предъявляются к новым вещам – это их нейтральность в цветовой гамме, в форме и даже в функциональности. Сейчас происходит большой возврат к приземленному, политически корректному дизайну, к той сущности дизайна, которая была выражена еще 100 лет назад: «Форма следует функции». Может быть, мы стоим на пороге грандиозных изменений, но для этого сначала должны произойти серьезные изменения в финансовой и политической сферах. Тогда в принципе изменится подход к проекту как таковому.

- Вы преподаете дизайн и архитектуру?

- Я пробовал. Преподавал в Миланском университете архитектуру 1 год и в Академии Domus читал курс о создании интерьера бутика, но понял, что это не мое. Например, бывают люди, которые любят детей и которые их не любят. И бывают люди, которые любят приводить в восторг, очаровывать, притягивать, заинтересовывать тем, как и что они говорят. Для этого нужно иметь особую плавную гипнотизирующую речь. Хотя я итальянец, но не говорю на хорошем итальянском. Я практик, не преподаватель и не теоретик.

- Вы не хотите раскрыть студентам секрет дизайна?

- Я сам для себя еще не открыл секрета гипноза аудитории словами. Я предпочитаю привлекать людей предметами, которые создаю, а не потоком слов.

- Вы выделили новое барокко, а ваша лампа Bourgie для Kartell тоже сделана в русле этого модного направления?

- Когда я понял, как люди воспринимают лампу Bourgie, я очень разозлился. Этот светильник – воплощенная ирония. Он имеет стилизованную барочную форму, но это пародия на роскошь, которую масса людей ассоциирует с барокко. В настоящем барокко мне импонирует радость, яркость, насыщенность красок, в отличие от готических предметов, очень темных и безрадостных. Конечно, я ближе к барокко, чем к готике. Я могу быть барочным в моем вдохновении, но не в моем стиле. Я футурист, и верю в будущее, я не люблю ретро-вещи и постоянно возвращаться к ним. Я авангардист. Даже имя лампы Bourgie происходит от слова «буржуазия». Это шутка над буржуазным предметом. Смысл концепции этой лампы – в ироничном отношении к буржуазному восприятию мира и общества.

- Но никто не догадался, что это ирония!

- Да, никто! Однако, я счастлив, что лампа стала бестселлером. Но честно признаюсь, что иногда я страстно желаю, чтобы люди хотя бы чуть больше понимали предмет, не только принимали его притягательный эстетический образ.

Лампа Bloom для Kartell от Ферруччо Лавиани. Единственный экземпляр золотого цвета Лавиани подарил на день рождения Доменико Дольче

Лампа Bloom для Kartell от Ферруччо Лавиани. Единственный экземпляр золотого цвета Лавиани подарил на день рождения Доменико Дольче

- Какова идея лампы Bloom для Kartell?

- Коллекция прототипов Bloom была впервые представлена 3 года назад на выставке, организованной Dolce&Gabbana в Милане. Я вовсе не хотел делать реплику барочной люстры, а создать современный, но романтичный предмет. Поэтому маленькие цветочки, которыми я всегда восхищаюсь, стали частицей паззла этой модели и позволили мне играть с формой, как захочется. Кроме того, они придают предмету неповторимую фактуру, поверхность фантастической красоты. Это была идея создать букет, но не стоящий в вазе, а висящий над столом букет. Я рад, что есть несколько вариаций этой лампы. Одну из них я подарил Доменико Дольче на его день рождения. Я сделал одну-единственную для него в золотом цвете. Она состоит из цветов с покрытием из настоящего золота двух видов - нового яркого, сияющего и старинного, слегка потемневшего, мерцающего.

Лампа Bloom для Kartell от Ферруччо Лавиани. Единственный экземпляр золотого цвета Лавиани подарил на день рождения Доменико Дольче

Лампа Bloom для Kartell от Ферруччо Лавиани. Единственный экземпляр золотого цвета Лавиани подарил на день рождения Доменико Дольче

- Куда дизайн движется сейчас?

- В мире сейчас так много неуверенности, она отражается в мыслях, поступках, во всем. Сейчас у дизайна нет философии, нет стратегии, как например, была в 20-х гг. ХХ века, когда появился Баухаус, или в 70-х и 80-х, когда творили легендарные группы Memphis, Alchimia и др. Memphis состоялся благодаря инвестированию Artemide в авангардный проект. Сейчас все боятся рисковать, все страшно озабочены бюджетом, тратой денег. Всем кажется большим риском создавать нечто новаторское. Никто не будет инвестировать в создание новой сущности дизайна, как было когда-то. Может появиться какая-то личность, на мой взгляд, которую все сочтут камикадзе, и дерзнет сделать нечто абсолютно иное, новое. Я хотел бы посмотреть на этот естественный всплеск креативности. Но, думаю, сейчас не тот момент.

Знаковый комод Evolution от Ферруччо Лавиани для Emmemobili

Знаковый комод Evolution от Ферруччо Лавиани для Emmemobili

Комод Evolution от Ферруччо Лавиани для Emmemobili

Комод Evolution от Ферруччо Лавиани для Emmemobili

- В чем смысл сценографии стендов Kartell? Я имею в виду концепции показа предметов на международных выставках.

- В изобретении особой атмосферы, чтобы люди оценили новую коллекцию и креативность стенда.

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

Стенд Kartell на Миланском мебельном салоне 2009, который Ферруччо Лавиани посвятил 50-летию компании

- На стендах Kartell и Ego вы создаете настоящие шедевры. Это самая любимая сфера для вас в дизайне? Какая концепция вашего стенда вам нравится больше всего?

- Я люблю и ненавижу создавать сценографию стендов, потому что каждый раз нужно придумать гениальную идею из ничего и при этом она просуществует в реальности только от силы неделю. За много лет я устал от этой креативной гонки. Однако же, у меня действительно есть любимая концепция – это цветущий сад. Первую интерпретацию такого сада я создал на стенде Kartell на миланской выставке ISaloni 2003 года. Идея показа коллекции состояла в том, чтобы представить предметы в цветущем саду, в котором всегда рождается радость, смех и любовь. Я преобразил концепцию ренессансного сада и поместил на стенде стилизованные деревья и фигуры юношей и девушек, которые целуются под яблонями в цвету. В январе этого года для компании Ego, в которой я недавно стал арт-директором, я тоже создал вариацию ренессансного сада на стенде на выставке Maison&Objet 2012 в Париже. Коллекция мебели New Renaissance была представлена на фоне стен и потолка, покрытых слоем настоящего золота, среди ветвей цветущей сакуры.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться