Новости
АВТОР: Марина Чуйкина
ФОТО:Антон Горовой; Марина Чуйкина
23.03.2012
Флоренция
Флоренция

Флоренция

Вид на мост Понте Веккио через реку Арно

Вид на мост Понте Веккио через реку Арно

Тоскана открылась передо мной неожиданно. Словно пробуждение ото сна, она сменила яркими зелеными красками бесконечную снежную пелену, покрывшую всю равнину, тянувшуюся от аэропорта города Римини. Снег, окутавший, казалось, всю Италию, безвозвратно пропал. На смену ему пришли невысокие холмы, чередующиеся с крошечными долинами, и бесконечный зеленый цвет, соперничающий по яркости разве что с голубизной безоблачного неба Тосканы.

Позже, узнавая на полотнах великих мастеров Возрождения волшебные виды центральной Италии, я не испытывала и толики удивления: красота природы, созвучная с талантом мастеров, являлась важнейшей музой для их творчества, задающей высокую планку прекрасного в их работах.

Итак, въезжая во Флоренцию, я уже была совершенно очарована природой Тосканы, и когда передо мной предстал город, растянувшийся в долине, первое, что меня поразило – его гармоничность с волшебным ландшафтом региона. Флоренция, цветущий город, невольно вызывает сравнение с прекрасной юной девушкой: яркие черепичные крыши домиков заливаются румянцем словно нежные щеки, а блестящая река Арно, пересекающая город, струится локонами с плеч обрамляющих город холмов.

С возвышенной площади Микеланджело, находящейся по правую сторону Арно, Флоренция раскрывается во всей своей красе, заражая желанием поскорее спуститься в город и разглядеть каждую его жемчужину отдельно, прикоснуться к стенам дворцов возрождения, прогуляться по чудесным площадям и потеряться в его крошечных средневековых улочках.

Великолепная панорама Флоренции

Великолепная панорама Флоренции

Безусловное, первое, что волнует воображение очарованного городом путника, - это кафедральный собор Дуомо, также известный как Санта Мария дель Фьоре. С первого взгляда собор завораживает и больше не отпускает никогда: он становится точкой притяжения в любом маршруте по городу и сохраняется в памяти среди лучших соборов мира.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (он же - Дуомо)

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (он же - Дуомо)

Фасад Дуомо, первоначально задуманный в романском стиле, а позже – в готическом, так и не был закончен, а настоящий фасад возведен только в конце XIX века Эмилио де Фабрисом

Фасад Дуомо, первоначально задуманный в романском стиле, а позже – в готическом, так и не был закончен, а настоящий фасад возведен только в конце XIX века Эмилио де Фабрисом

Баптистерий при Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Баптистерий при Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Брунеллески

Купол Брунеллески

Собор Дуомо, строительство которого было начато в XII веке, а законченно только в XIX, является интереснейшим образцом смешения романского стиля с итальянской готикой, в то время как грандиозный восьмигранный купол Брунеллески, венчающий собор, уже выражает рациональные принципы Возрождения.

Тонкое кружево мраморной облицовки стен Санта Мария дель Фьоре и Баптистерия поражает своей очаровательной нежностью, окутывая комплекс воздушной паутиной зеленого, белого и розового цвета. Изнутри же собор производит иное впечатление: огромное пространство практически полностью погружено во мрак, едва разбавляемый светом, исходящим от витражных окон и свечей. Кажется, Дуомо застыл в бесконечно медлительной вечности, размеренный ход которой не в силах нарушить никто. Ощущение величия храма тем более усиливается божественной росписью купола собора, отражающей сцены Страшного суда.

Интерьер Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Интерьер Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Идея создания купола Санта Мария дель Фьоре была сенсационной – настолько немыслимым казалось сооружение купола такой величины, практически вонзающегося в небеса. Брунеллески, ювелир по профессии, создал самый крупный купол своего времени в Италии и Европе. В основе конструкции лежит система двух параллельно идущих оболочек, скрепленных между собой и гарантирующих надежность и прочность сооружения.

Вид на хор с высоты внутренней галереи купола Санта-Мария-дель-Фьоре

Вид на хор с высоты внутренней галереи купола Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Дуомо, расписанный сценами Страшного Суда Вазари и его учениками

Купол Дуомо, расписанный сценами Страшного Суда Вазари и его учениками

Особенно интересно исследовать двойную природу купола при подъеме к венчающему его световому фонарю. Сам процесс подъема очень символичен – сначала перед путником встает задача пройти узкую, едва освещенную лестницу в 463 ступени, кажущуюся совершенно бесконечной, – что можно сравнить с тяжелым жизненным путем каждого человека. Далее лестница приводит на внутреннюю галерею так, что путешественник оказывается прямо перед росписью Вазари, а именно рядом с ужасающими сценами ада, что символизирует воздаяние за грехи. Однако после самого сложного подъема на внешнюю галерею, усталый путник оказывается практически в поднебесье, перед ним расстилается вся Флоренция и ее окрестности, вид которых аллегорически сравним с райскими наслаждениями.

Вид на Базилику Санта Кроче

Вид на Базилику Санта Кроче

Со смотровой площадки открывается обширная панорама города: обходя купол, путешественник невольно останавливается, зачарованный сменяющимися тосканскими пейзажами, видами величественных соборов, а также любопытными бытовыми картинками из жизни Флоренции: маленькими садиками, в которых легко можно различить скульптуры эпохи Возрождения, суетой площадей и самой жизнью этого чарующего средневекового города.

Венчает Дуомо световой фонарь, откуда открывается великолепная панорама города

Венчает Дуомо световой фонарь, откуда открывается великолепная панорама города

Вид с купола Санта-Мария-дель-Фьоре на город

Вид с купола Санта-Мария-дель-Фьоре на город

Флоренция - уникальный город: в каждом крошечном дворике, в каждой церквушке можно столкнуться с удивительными скульптурами и фресками эпохи Возрождения

Флоренция - уникальный город: в каждом крошечном дворике, в каждой церквушке можно столкнуться с удивительными скульптурами и фресками эпохи Возрождения

Компанила Джотто

Компанила Джотто

В то время как над духовной жизнью Флоренции веками главенствовал собор Дуомо, гражданская жизнь города протекала на Пьяцца Синьории. Находясь в самом центре города, площадь представляет собой уникальный по своей красоте и благородству ансамбль, в центре которого высится готический дворец Палаццо Веккьо. С южной стороны к нему примыкает всемирно известный дворец - галерея Уффици, на северной стороне – дворец Угуччони, а на восточной – дворец Коммерческого суда.

Со времен раннего Возрождения на площади были установлены многочисленные статуи, превратившие ее в музей под открытым небом. Среди них монументальный фонтан «Нептун с морскими божествами» Бартоломео Амманнати, замечательная копия Давида Микеланджело (оригинал находится в галерее Академии), «Похищение сабинянок», прославленная мраморная группа Джамболоньи, «Персей» Бенвенуто Челлини, а также несколько прекрасных античных статуй.

Фонтан «Нептун с морскими божествами» Амманнати на площади Синьории, иронично прозванный Бьянконе (в пер. «беляк»)

Фонтан «Нептун с морскими божествами» Амманнати на площади Синьории, иронично прозванный Бьянконе (в пер. «беляк»)

Копия Давида Микеланджело

Копия Давида Микеланджело

Венчает площадь дворец Палаццо Веккьо, напоминающий своей зубчатой галереей и башней средневековую крепость. Интерьеры дворца роскошны, особенно великолепен зал Пятисот, построенный в XV веке для заседаний Большого Народного Собрания, и расписанный Вазари сюжетами, прославляющими семейство Медичи. Вдоль стен зала выставлены скульптуры Джамболоньи, Микеланджело и Анжело де Росси.

Палаццо Веккио

Палаццо Веккио

Старый дворец, Палаццо Веккио

Старый дворец, Палаццо Веккио

Лоджия деи Ланци (пьяцца Синьории)

Лоджия деи Ланци (пьяцца Синьории)

Палаццо Веккио, Зал Льва X

Палаццо Веккио, Зал Льва X

Палаццо Веккио, Большой зал Пятисот

Палаццо Веккио, Большой зал Пятисот

Знаменитый зал Лилий, Бенедетто да Майано

Знаменитый зал Лилий, Бенедетто да Майано

Понте Веккьо, пешеходный мост, является старейшим из флорентийских мостов. Возможно, он уже существовал при римлянах, был разрушен наводнением и заново отстроен в XIV веке, после чего сохранился в таком виде по сей день. По сторонам понте Веккио – торговые ряды, а именно маленькие ювелирные магазинчики местных мастеров, над которыми растянулся коридор Вазари, соединяющий палаццо Веккьо и палаццо Питти на другой стороне реки Арно.

Самый старый мост Флоренции; единственный, неразрушенный в ходе II мировой войны

Самый старый мост Флоренции; единственный, неразрушенный в ходе II мировой войны

Понте Веккио, возведенный Нери ди Фиораванти

Понте Веккио, возведенный Нери ди Фиораванти

Крошечные старинные домики тянутся вдоль реки Арно

Крошечные старинные домики тянутся вдоль реки Арно

Палаццо Питти – самый внушительный флорентийский дворец эпохи Возрождения. Eго строительство было начато в XV веке архитектором Брунеллески (создателем купола Санта Мария дель Фиоре) по заказу Луки Питти. Впоследствии он был выкуплен представителями династии Медичи, после чего во времена, когда Флоренция была столицей Италии, дворец служил королевской резиденцией.

Дворец Питти окаймлен чудесными садами Боболи, в которых природа и архитектура переплелись в одно художественное целое. Создавая один из лучших образцов паркового искусства эпохи Возрождения, архитекторы сада Боболи также великолепно продумали его расположение: сад разбит на склоне одноименного холма, откуда открываются волшебные виды на город и его окрестности.

Вид на Палаццо Питти из Сада Боболи

Вид на Палаццо Питти из Сада Боболи

Внутренний двор Палаццо Питти

Внутренний двор Палаццо Питти

Особый шарм саду Боболи придают замечательные статуи, живописные аллеи, изумительные фонтаны, садовые беседки, амфитеатр в античном стиле и небольшие, скрытые от посторонних глаз гроты. Самый прекрасный из них – грот Буонталенти, покрытый искусственными сталактитами, создан по образу пещеры любви и скрывает в себе помимо копий «Рабов» Микеланджело и великолепной скульптуры влюбленных потайной проход к мосту Понте Веккьо, которым пользовались во время Второй мировой войны.

Сад Боболи, амфитеатр

Сад Боболи, амфитеатр

Фонтан Нептуна

Фонтан Нептуна

Сады Боболи

Сады Боболи

Фасад грота Буонталенти, украшенный искусственными сталактитами

Фасад грота Буонталенти, украшенный искусственными сталактитами

Аллегория любви в центре Grotta Grande, «Большого грота»

Аллегория любви в центре Grotta Grande, «Большого грота»

Грот Буонталенти, сады Боболи

Грот Буонталенти, сады Боболи

Вечерняя Флоренция чудесна: но фоне черных красок ночного неба еще ярче выступают контуры шедевров архитектуры и скульптуры Возрождения, подсвеченных огнями фонарей. Флоренция, подобно южному цветку, раскрывает свое сердце ночью: в час, когда уставшие туристы неспешно тянутся в отели, рестораны и бары, а горожане выходят на прогулки, встречаются и отдыхают от долгого рабочего дня, легко можно уловить тот самый драйв города, его пульс, который не утихает на протяжении многих веков и заставляет нас вновь и вновь мечтать о возвращении в этот прекрасный город, воплощающий в себе душу Италии.

Сакральный центр Флоренции

Сакральный центр Флоренции

Сакральный центр Флоренции

Сакральный центр Флоренции

Вид на мост Понте Веккио через реку Арно

Вид на мост Понте Веккио через реку Арно

Набережная реки Арно

Набережная реки Арно

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться