Новости
АВТОР: Светлана Георгиева
07.09.2011
Сантьяго де Компостела.  Десять столетий испанской архитектуры
Сантьяго де Компостела.  Десять столетий испанской архитектуры

Сантьяго де Компостела. Десять столетий испанской архитектуры

Вид на главный собор города

Вид на главный собор города

Это город, в который идут пешком и откуда через несколько дней уходят, уезжают, улетают в разные стороны тысячи людей. По статистике отсюда совершается больше всего полетов one-way. Сантьяго де Компостела – третий по значимости город в западном христианском мире после Иерусалима и Рима: здесь по преданию находятся останки апостола Иакова, покровителя города, Галисии и всей Испании.

Сантьяго де Компостела гордо несет множество титулов. Это столица автономного сообщества Галисия; город всемирного наследия, объявленный Юнеско в 1985 году; европейская культурная столица 2000 года; признанный образец испанского барокко, а также город самой современной архитектуры – сегодня здесь строится грандиозный по масштабам и вложениям Город Культуры Галисии (Cidade da Cultura de Galicia). В Сантьяго де Компостела, можно подробно изучить почти десять столетий истории испанской архитектуры, начиная со средневековых церквей, и заканчивая постройками известных современных архитекторов.

Социокультурный центр Trisca.

Социокультурный центр Trisca.

Социокультурный центр Trisca. Проект архитектора Джона Хейдука (John Hejduk) 1997 года (закончено испанским архитектурным бюро aSZ Architects). Открыт в 2003 году.

Уже более десяти веков, в Сантьяго де Компостела приходят тысячи паломников со всех концов Европы и других континентов; некоторые проходят к заветной цели более 700км пешком. Многонациональная толпа создает уникальную разноязыкую атмосферу города, стекаясь по узким улицам средневекового центра к Собору и разбредаясь потом, после мессы по бесчисленным кафе и магазинам.

Пилигримы – часть городского пейзажа.

Пилигримы – часть городского пейзажа.

Средневековые традиции прочно утвердились в этом испанском городе среди старых замшелых стен: изменились одежда, манеры, речь, но, как и прежде, вереницы людей устремляются в собор на службу и независимо от вероисповедания идут поклониться св.Иакову. Одним из атрибутов апостола Иакова является морская ракушка: ее изображение можно встретить везде – от сувенирных лавок до орнаментов, украшающих здания разного времени.

Ракушки рассыпаны в витринах магазинов, впечатаны в мостовые, вырезаны в декоре домов и церквей – это самый распространенный мотив в оформлении города.

Ракушки рассыпаны в витринах магазинов, впечатаны в мостовые, вырезаны в декоре домов и церквей – это самый распространенный мотив в оформлении города.

Центр города представляет собой кружево узких средневековых улиц, на которых соседствуют романские монастыри, барочные палаццо, особняки начала XX века.

На многоликую шумную толпу безмолвно взирают со зданий каменные святые и химеры.

На многоликую шумную толпу безмолвно взирают со зданий каменные святые и химеры.

Химеры - украшения зданий

Химеры - украшения зданий

Типичное здание старого города.

Типичное здание старого города.

Палаццо XVIII века. Casa-pazo de Vaamonde

Палаццо XVIII века. Casa-pazo de Vaamonde

Палаццо XVIII века. Casa-pazo de Vaamonde

Палаццо XVIII века. Casa-pazo de Vaamonde

Палаццо XVIII века. Casa-pazo de Vaamonde. Сегодня здесь находится консорциум Сантьяго де Компостела. Дверная ручка в виде жабы и, конечно, с характерной ракушкой, работа скульптора Франсиско Асорея.

Дом скульптора Лопеса Педре, 1917г

Дом скульптора Лопеса Педре, 1917г

Более поздние постройки стараются ничем не выделяться в этом ансамбле. Все они подчинены единой традиции: каменные или белые оштукатуренные фасады, красная черепица крыш, резной рельефный декор. Суровость каменных стен смягчают безмятежные улыбки святых на церковных порталах и косые взгляды химер.

Современные постройки вынесены за пределы старого города.

Современные постройки вынесены за пределы старого города.

За старинным фасадом разместился современный отель.

За старинным фасадом разместился современный отель.

Отель

Отель

История Сантьяго де Компостела уходит в первые века нашей эры, к римлянам, которые считали эти территории концом земли – finis terrae - дальше простирался бескрайний океан. Собор, который можно увидеть сегодня, был построен в 1075 году в романском стиле – на тот момент это было уже 4 здание на месте древней гробницы: по преданию, здесь еще в I веке находился небольшой мавзолей с останками апостола Иакова. В XII веке паломничество достигло столь небывалых размеров, что привело к перестройке и увеличению собора. Он был торжественно освящен в 1211 году.

Кафедральный собор Сантьяго де Компостела.

Кафедральный собор Сантьяго де Компостела.

Гигантские куклы

Гигантские куклы

Этих гигантских кукол проносят в дни праздника по улицам города. Последние две недели июля – череда праздничных событий, посвященных св.Иакову, которые включают торжественные богослужения в соборе и множество культурных, религиозных и светских мероприятий. В эти дни буквально весь город превращается в одну фестивальную площадку.

В 2011 году собор отмечает 800 лет своего «нового рождения»

В 2011 году собор отмечает 800 лет своего «нового рождения»

Собор

Собор

Собор

Собор

Со временем, к дизайну здания собора добавлялись готические, ренессансные и особенно барочные элементы. Ансамбль ближайших площадей и зданий был создан барочными мастерами, работавшими в соборе. Архитектура города Сантьяго де Компостела заслуженно считается одним из лучших примеров испанского барокко.

Церковь Сан Мартино Пинарио спроектирована португальским архитектором Матео Лопесом в 1590 году.

Церковь Сан Мартино Пинарио спроектирована португальским архитектором Матео Лопесом в 1590 году.

Здание факультета философии

Здание факультета философии

Университет Сантьяго де Компостела был основан еще в XVI веке. Сегодня студенческое население города составляет около 30000 человек (при 100000 местных жителей).

Барочный алтарь.

Барочный алтарь.

Музей Побо Галего

Музей Побо Галего

В городе Сантьяго-де-Компостела сосредоточено около 40 музеев. В одном из них, этнографическом Музее Побо Галего (Musео dе Pоbо Gаlеgо), находится тройная винтообразная лестница, созданная архитектором Доминго де Андраде (1639 – 1712). Каждый пролет ведет на определенный этаж башни.

Сегодня, благодаря «столичному» статусу и новой волне популярности паломничества, Сантьяго де Компостела динамично развивается. Здесь, на одном из холмов, окружающих старый город, возводится Город Культуры Галисии – амбициозный архитектурный проект регионального правительства, стартовавший еще в 1999 году.

Культурный центр нового поколения – Город Культуры Галисии

Культурный центр нового поколения – Город Культуры Галисии

Город Культуры Галисии – это культурный центр нового поколения. По концепции разработчиков он должен стать настоящим центром современного интеллектуального паломничества, какими столетия назад были крупные аббатства. Архитектор проекта - Питер Айзенманн, известный во всем мире своими модернистскими постройками и идеями деконструктивизма. Именно его проект победил в международном конкурсе, в котором также принимали участие Рэм Колхас, Даниэль Либескинд, Жан Нувель, Доминик Перро, и другие выдающиеся архитекторы (всего было 10 финалистов). В основе архитектурного проекта Айзенманна лежит ключевая для Сантьяго идея паломничества и пути, ведущего в Город.

Пластичные крыши-«склоны» создают собственный фантастический ландшафт

Пластичные крыши-«склоны» создают собственный фантастический ландшафт

Крыши - склоны

Крыши - склоны

Вытянутые, сложной формы здания комплекса в плане напоминают очертания нескольких дорог: изначально архитектор опирался на планировку старого города. Они будто вырастают из земли, превращаясь в органичную часть горного пейзажа. Планировалось, что крыши будут покрыты травяным газоном, но в связи с нынешней экономической ситуацией от этой идеи пришлось отказаться, как и от многих других – время вносит свои поправки.

Теперь основным отделочным материалом является бразильский кварцит разных оттенков. Воротами в Город служат две башни другого известного архитектора, - Джона Хейдука (1929-2000), друга и соратника Айзенманна.

Башни Джона Хейдука служат воротами в Город

Башни Джона Хейдука служат воротами в Город

Две одинаковые башни, пространство между которыми формирует третью – перевернутую, - были спроектированы им еще в 1992 году для исследовательского ботанического центра Сантьяго. После смерти Хейдука Питер Айзенман (Peter Eisenman) решил установить эти башни у входа в Город. Башни представляют собой стальные конструкции высотой 25 метров, одна из которых облицована стеклом, другая – гранитом.

В них планируется разместить информационный центр, а также специальные технические службы. Город будет окружать лесная зона площадью 2500 м2, - Лес Города Культуры, - с пятью пешеходными тропами по аналогии с пятью основными паломническими путями, ведущими в Сантьяго.

Строительство этого колоссального комплекса (общая площадь зданий 141,800м2; стоимость проекта на сегодняшний день составляет около 400 млн.евро) идет уже десятый год. В январе 2011 года были торжественно открыты два первых здания - Библиотека и Национальный Архив Галисии. В будущем планируется открыть два музея (истории Галисии и современный арт-центр), театральные площадки, исследовательский центр.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться