Новости
АВТОР: Анна Романова
08.07.2011
Выставка «Из истории российской фотографии»
Выставка «Из истории российской фотографии»

Выставка «Из истории российской фотографии»

Выставка «Из истории российской фотографии»

Выставка «Из истории российской фотографии»

Выставка «Из истории российской фотографии. Русское Фотографическое Общество (1890-1930) – Союз фотохудожников России (с 1991 г.)» предлагает зрителям увидеть два этапа существования фотографии в России, посмотреть на историю российской фотографии через призму явления общественных творческих и профессиональных союзов фотографов, деятельность которых была разделена несколькими десятилетиями.

Годом рождения фотографии считается 1839 год. За короткий промежуток времени технология фотографического процесса совершила колоссальный скачок, пройдя путь от громоздких студийных камер до сравнительно небольших аппаратов, которыми могли пользоваться непрофессиональные фотографы. К началу ХХ века в Россию ежегодно ввозилось более 25 тысяч фотокамер. Помимо профессиональных фотографов, деятельность которых все более подчинялась выработанному шаблону кабинетного портрета, в России множились ряды любителей, предпочитавших осваивать самые разные жанры: пейзажи, бытовые сцены, натюрморты, репортажи, съемку живой природы. Среди завзятых фотолюбителей можно встретить представителей всех слоев населения – от членов императорской фамилии до простых врачей, педагогов, представителей свободных профессий, обывателей и даже крестьян.

Бурное развитие фотографии в 90-х годах XIX века привело к тому, что в разных городах России стали образовываться фотообщества. Сначала предметом их интереса был исключительно технический процесс создания и воспроизведения снимков, но вскоре на повестку дня стали выдвигаться вопросы разработки основ художественной фотографии. Русское фотографическое общество (РФО), основанное в 1894 году в Москве, не только занималось этими проблемами, но и решало чисто практические задачи - членский билет РФО давал право беспрепятственно проводить съемки по всей России.

Приход новой политической системы повлек за собой изменение визуальных канонов. Смена власти закрепила за фотографией статус искусства, однако само понимание «искусства» сильно отличалось от традиции пикториалистов. В фотографии теперь предпочитали видеть способ искусного конструирования новой реальности. РФО после некоторого перерыва продолжило свою работу под эгидой Государственной Академии художественных наук, но уже не смогло подстроить свое видение реальности под требования идеологов большевизма. Участников выставки-члены РФО «10 лет советской фотографии» (1928 г.) за пристрастие к съемкам обнаженной натуры, пейзажей, старинных усадеб и полное безразличие к перспективам развития социалистического строя, сначала упрекают в буржуазности и индивидуализме, а, начиная с 1930-х гг., обвиняют в «политической близорукости» и «тургеневщине». В 1930 г. РФО распускается, а фотографы-пикториалисты лишаются права заниматься профессиональной деятельностью в России и выставляться за рубежом.

Новый всплеск массового увлечения фотографией начинается в 1950-е гг., когда миллионы людей получают возможность иметь собственную камеру. Повсеместно появляются фотоклубы, кружки и студии, объединяющие фотолюбителей. Одним из крупнейших фотоклубов этого времени был московский «Новатор».

В середине 1980-х гг. намечается единое пространство взаимодействия профессиональных репортеров, работавших в ведущих печатных изданиях и ТАССе и фотолюбителей, которые выставляются на Всесоюзных, республиканских, областных, клубных выставках, участвуют в фотоконкурсах.

В эпоху перестройки становится возможным публиковать и выставлять практически любые сюжеты. В 1989 г. по инициативе журнала «Советское фото» создается Союз фотохудожников СССР, объединивший фотомастеров, работавших в самых разных жанрах и направлениях. После распада СССР Союз фотохудожников распался. Его дело наследовал Союз фотохудожников России.

Подобно своим предшественникам из Русского фотографического общества фотографы конца 1980-х – начала 1990-х гг., пытаясь открыть для себя новые значения документальности, отправлялись на репортажные съемки в больницы, дома состраданий, тюрьмы, искали свои сюжеты в том, что советская фотография оставляла невидимым. Другим местом исследования становятся общежития и коммуналки. Появляется женская фотография, знаковым явлением чего стал российско-американский проект «Фотографируют женщины».

Выставка предлагает посетителям познакомиться с явлением творческого и профессионального объединения фотохудожников, форма которого, удачно найденная еще в конце XIX века, оказывается актуальной и отвечает развитию поздней советской фотографии. В экспозиции представлены работы из собрания Союза Фотохудожников России, музея «Московского дома фотографии» и Государственного Исторического музея.

Выставка проходит с 14 июля по 4 сентября 2011г. 

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться