Новости
АВТОР: Анна Романова
16.03.2011
Выставка  Александра Лабаса
Выставка  Александра Лабаса

Выставка Александра Лабаса

«Город будущего», 1935.

«Город будущего», 1935.

Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса представляют выставку одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств – Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983).

«Александр Лабас. На скорости ХХ века» – первая персональная выставка искусств мастера в Третьяковской галерее. Она приурочена к прошедшему в 2010 году 110-летию со дня его рождения. Для показа выбрана самая яркая и характерная для Лабаса тема, ставшая его «визитной карточкой», – тема скорости, полета, движения в пространстве.

В экспозицию включено около 150 произведений живописи и графики из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Театрального музея им. А.А.Бахрушина и из коллекции наследницы художника О. Бескиной-Лабас. Разделы экспозиции выстроены тематически. Большинство из них связаны с главной темой выставки – движение: в полете («В кабине аэроплана», 1928, ГТГ; «Дирижабль и детдом», 1930, ГРМ; «Дирижабль над городом», 1932, ГМИИ), в водной стихии (серия «Крым», 1929–1939; «Катер с новыми пассажирами», 1936, ГРМ), в метро («Строительство метро», 1933, ГРМ; «Метрострой», 1933, ГТГ), в автомобиле («Скорая помощь», 1959, «Водитель машины», 1962, обе – собрание О. Бескиной-Лабас); в поезде («Первый паровоз на Турксибе», 1931, ГТГ; «Поезд идет», 1929, ГРМ; «Едут», 1928, Собрание О.Бескиной-Лабас). Один из виднейших русских "постфутуристов", А.Лабас вместе с соратниками по группе ОСТ создал «романтический эпос» о социалистической утопии. В изображении дирижаблей, самолетов, паровозов, автомобилей художника интересуют не их технические особенности, а чувство радости и удивления от новых, незнакомых ранее человеку впечатлений от «чуда» полета, преодоления пространства с большой скоростью. Акварельно прозрачная рафинированная живопись А.Лабаса очень точно передает ощущение высоты, динамики, движения воздуха.

Александр Лабас много работал не только как живописец и график, но и как театральный художник, монументалист, скульптор. С 1930-х он выполнял заказы по монументально-декоративному оформлению государственных выставок. Одна из наиболее выразительных работ, признанная современниками символом нового искусства, – 4-х метровая скульптура «Электрическая Венера», изготовленная из дерева, стекла и металла для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Белоруссии (Минск, 1930), была утрачена. Однако специально к выставке ее удалось реконструировать по нескольким сохранившимся фотографиям и наброскам 1927–1930-х годов.

Впервые широко представлены театральные эскизы А.Лабаса, в том числе, связанные с темой воздухоплавания (спектакль «Армия мира» Ю.Никулина, театр им.М.Н.Ермоловой, 1932–1933).

Электронный киоск позволяет ознакомиться с неизвестными широкому зрителю малоформатными сериями разных периодов творчества Лабаса, в том числе с сериями «Жители отдаленных планет», «Архитектурные фантазии», «Шаржи», «Портреты», с иллюстрациями к неизданным книгам и работами последних лет жизни художника.

Сюрпризом для зрителей станет «живая картина» – инсталляция, сооруженная вокруг полотна «В метро».

В рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении.

Выставка Александра Лабаса открыта до 18 мая 2011.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться