Новости
АВТОР: Дарья Безмен
05.11.2010
Выставка современного искусства FIAC
Выставка современного искусства FIAC

Выставка современного искусства FIAC

Логотип выставки FIAC

Логотип выставки FIAC

В октябре в Париже состоялась 37-я выставка современного искусства FIAC. По оценкам экспертов, это  самая масштабная экспозиция за все годы существования FIAC. Наряду с лидерами индустрии, американскими и европейскими галереями, наконец  появилась  Азия (Япония и Китай), впервые были представлены Мексика, Корея и Ирландия.

Всего в выставке приняло участие 195 галерей.  Присутствие новых участников  на столь грандиозной европейской выставке подтверждает, что глобальный рынок современного искусства вновь  набирает обороты после кризиса.

Тем не менее, после импульсивных инвестиций  периода 2005-2008 годов байеры все больше проявляют осторожность и сосредотачиваются на работах уже признанных мастеров современного искусства. Но поезд идет своей дорогой: такого разнообразия новых  имен индустрия давно не знала. Новые имена, правда, в основном с азиатским звучанием, пополняют и каталоги аукционных домов Европы.

Инсталляция Такаши Мураками

Инсталляция Такаши Мураками


За прошедший год  было продано в три раза больше работ  современных авторов (30 000 лотов),  чем шесть лет назад, однако стоимость их значительно снизилась:  443 млн. евро против максимальной суммы  975 млн. евро, зафиксированной  в докризисный период 2007-2008 гг.  Неудивительно, что финансовые показатели  ведущих художников мира снизились в разы: по сравнению с прошлым годом доход  Дамиена Херста упал в 14 раз,  Джефф Кунс и  Бэнкси недосчитались по третьей части своих обычных финансовых показателей. Коллекционеры и инвесторы предсказуемо реагируют на ситуацию  – вместо модных  Такаши Мураками и Хельмута Ньютона на сегодняшний день  они отдают предпочтение Альберто Джакометти, Амадео Модильяни и Пабло Пикассо.  

Пока финансисты  заняты своим делом, остальные  участники рынка устремляют свои интересы  в Азию. Gagosian gallery, одна из богатейших компаний, открыла свое отделение в Гонконге. Магнетическое влияние на инвесторов оказывают данные о том, что Китай вот-вот подвинет незыблемых авторитетов рынка – Нью-Йорк, Лондон и Париж.

Рынок современного искусства наиболее гибкий и приспосабливаемый к современным реалиям. Это искусство здесь и сейчас, и оно в прямом смысле  идет в массы. Так, в июне 2010 года на американском телевидении  появилось новое шоу с участием Cары Джесcики Паркер – Work of Art: The Next Great Artist.  «Миллионером» стал 23-летний Абди Фарах,  который получил возможность сделать персональную выставку в Бруклинском музее и выставить свои работы на торги аукционного дома Phillips de Pury.

«Ротонда II», Александр Бродский

«Ротонда II», Александр Бродский

«Ротонда II», Александр Бродский

«Ротонда II», Александр Бродский


В рамках outdoor программы  FIAC сад Тюильри превратился в открытый выставочный павильон для 26 монументальных работ современных художников. Среди них Мунир Фатми, Франц Вест, Марк Дион, Бруно Джиронколи, Субодх Гупта и Александр Бродский с работой «Ротонда II». Среди посетителей «Ротонда» пользовалась большой популярностью,  можно было зайти и выйти в десяток дверей, ведущих в провинциальную советскую действительность, то есть в никуда. Экзотический эксперимент для сочувствующих современному искусству.

«Без названия», Субодх Гупта

«Без названия», Субодх Гупта

«Без названия», Субодх Гупта

«Без названия», Субодх Гупта


«Без названия», Бруно Джиронколи

«Без названия», Бруно Джиронколи

«Без названия», Бруно Джиронколи

«Без названия», Бруно Джиронколи


Инсталляция Франца Веста

Инсталляция Франца Веста


FIAC расположился сразу в двух крупных выставочных пространствах Парижа – Grand Palais и в специальном павильоне Лувра. Среди сотен художников встречались как знаменитости, так и подающие надежды. Работы художников из второй категории можно было приобрести прямо на месте. Самыми влиятельными и продаваемыми мастерами являются Питер Дойг, Ричард Принс, Джефф Кунс, Мартин Киппенбергер. В топ-10 также входят три китайских художника – Чен Йифей, Зенг Фанжи и Чжоу Чунь.

J.M. at Paragon, Питер Дойг, 2004 год

J.M. at Paragon, Питер Дойг, 2004 год

Gaze, Чен Йифей, 2000 год

Gaze, Чен Йифей, 2000 год


В области современной фотографии наблюдается интересная тенденция: если раньше ценность работы заключалась в ее уникальности, то сейчас все меньше обращают внимание на количество опубликованных копий. Обычно их число не превышает 5 экземпляров. Сегодня интерес коллекционеров переключился  с количества на… размер.  Более чем за 1 млн. евро была продана работа Андреаса Гурски высотой около 3 метров.

Андреас Гурски

Андреас Гурски

Жан-Батист Мондино

Жан-Батист Мондино


Среди фэшн-фотографов лидируют  Инес ван Ламсвеерде, Дэвид Лашапель, Ги Бурден и Жан-Батист Мондино. Концепция «гламур и трэш» по-прежнему популярна и не собирается сдавать свои позиции.

Emergence, Билл Виола, 2002 год

Emergence, Билл Виола, 2002 год

Художник №1 в области видео-арта, собственно его отец-основатель,  как и прежде  – Билл Виола. Можно только предполагать, почему эта многообещающая мультимедийная область искусства так малопопулярна. Возможно, для традиционного  коллекционирования  видео  не является предпочтительной формой. Тем не менее для желающих приобрести работы пионера видео-арта придется сильно постараться, чтобы найти что-то ниже 40 000 евро.

Стенд «Галереи Марата Гельмана»

Стенд «Галереи Марата Гельмана»


В этом году на FIAC приехал только один российский участник –  M&J Guelman Gallery («Галерея Марата Гельмана»).  Россия привезла звезд  –   Александра Бродского, Илью Чичкана, Дмитрия Гутова, Алексея Каллима, группу «Синие носы», Владимира Козина, Андрея Блохина.  Работа «Саркофаг», представляющая собой прозаический мусорный ящик,  бесспорно, стала хитом экспозиции.

«Саркофаг», Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов)

«Саркофаг», Recycle (Андрей Блохин, Георгий Кузнецов)

 

Работа из серии «Мех», Илья Чичкан

Работа из серии «Мех», Илья Чичкан



Дмитрий Гутов

Дмитрий Гутов




Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться