Новости
АВТОР: Дарья Безмен
12.10.2010
Итоги XXV антикварной биеннале в Париже
Итоги XXV антикварной биеннале в Париже

Итоги XXV антикварной биеннале в Париже

Антикварная биеннале в Париже

Антикварная биеннале в Париже

«Быть антикваром только для самого себя – все равно, что быть любителем цветов и уничтожить луковицу бесценного гиацинта, оставшись обладателем одного-единственного цветка во всем мире».

 

Граф де Келюс. История искусств Франции, I, 54

22 сентября в Париже завершилась XXV биеннале антикваров, одна из престижнейших в Европе ярмарок старого искусства, представляющая самые влиятельные антикварные галереи мира. Юбилейную, двадцать пятую выставку возглавил ее новый президент, глава французского Национального синдиката антикваров и потомственный антиквар Эрве Аарон.

На протяжении всех лет своего существования биеннале славилась роскошью и приверженностью аристократическим традициям. В отличие от TEFAF, извечного конкурента парижской биеннале, французская выставка всегда была на вершине хит-парада светских событий года. Под аккомпанемент ресторанных и дизайнерских изысков гости шествовали на осмотр экспозиций, воссоздающих дворцовые интерьеры XVII–XVIII веков. Но профессиональная среда, куда больше зрителей заинтересованная в маркетинговых исследованиях и изучении потенциала мировых инвестиций в искусство, отдавала предпочтение бизнес-ориентированному конкуренту.

Необходимость изменений стала настолько очевидной, что нынешнее руководство парижской биеннале предприняло решительные действия. Во-первых, число участников выставки сократилось с 94 до 87 (13 из них были приглашены впервые), что позволило расширить павильоны, спроектированные Agence Decoral и дизайнером Патриком Базананом. Во-вторых, увеличилось количество иностранных галерей, в том числе впервые на биеннале появились крупнейшие американские дилеры Marlborough Gallery и L&M Arts. И наконец, в честь юбилея члены Синдиката выбрали 25 молодых галерей, которым было предложено выставить в общем павильоне по одному объекту. Таким образом, Синдикат не только сделал щедрый жест в отношении молодых коллег, но и представил публике новый подход к арт-менеджменту.

Комод, XVIII век

Комод, XVIII век

Главные покупки биеннале были сделаны в первый же вечер работы ярмарки. Высокие гости, в числе которых неизменно присутствуют Жак Ширак, прививший моду на африканское искусство, французские миллиардеры Бернард Арно (LVMH), Франсуа Пино (Pinault-Printemps-Redoute), коллекция которого насчитывает более двух тысяч произведений искусства, всегда первыми пополняют свои собрания. До официального открытия галереи держат свои новинки в строжайшем секрете – ведь чтобы найти уникальное произведение искусства, отреставрировать, провести экспертизу, требуются месяцы, а иногда и годы работы. Для таких галерей, как Antoine Lebel или J.J. Lally&Co, специализирующихся на керамике и фарфоре, найти уцелевшую статуэтку династии Тан (618–907 гг.) – больше чем сенсация. Хрупкий материал редко переживает столетия... только если не находится в трюмах затонувшего в древности корабля. Известны случаи, когда первооткрыватели античных сервизов становились богачами в одночасье – ведь сегодня китайская тарелочка, датируемая IX веком, стоит от 15000 евро. Но находки уцелевших на морском дне сокровищ так редки, что больше относятся к разряду легенд.

 

Village  and violinist, Марк Шагал, 1924г.

Village and violinist, Марк Шагал, 1924г.

В антикварном мире не существует моды как таковой. Однако специалисты отмечают некоторые тенденции в индустрии. Появилось несколько галерей, занимающихся исключительно мебелью XX века. Dansk Mobelkunst представила работы скандинавских мастеров, Jousse Entreprise привезла уникальный комод Александра Нолла 1948 года, одной из сенсаций выставки стал павильон Victor Gastou – всех поразила великолепная металлическая кровать, спроектированная Максом Эрнстом в 1974 году.

«Эта тенденция отражает потребности рынка», – объясняет Эрве Аарон. Галереи Boulakia и Le Minotaure предлагали приобрести Марка Шагала, Galerie Zlotovski занимается кубизмом и европейским авангардом – среди ее экспонатов пластические работы Ле Корбюзье, Marlborough выставили картину Фрэнсиса Бэкона Three Studies of a Human Body. У разных дилеров можно было найти работы архитектора-конструктивиста Жана Пруве, картины итало-французского кубофутуриста Альберто Маньелли, произведения Энди Уорхола и полотна Лучо Фонтаны.

Вторым любопытным трендом называют возросший интерес к коллекционированию антикварных книг, редких изданий и церковных манускриптов. В Librairie Thomas-Scheller был представлен единственный экземпляр книги «Предсказания» Нострадамуса, хранившийся в частных руках до 1931 года, а в витринах Jean-Claude Vrain выставили географические карты Средиземноморья, датируемые 1658 годом.

Классические секторы Ренессанса и барокко не сдают своих позиций – ведь 70% участников биеннале по-прежнему французы, а их коньком остается искусство XVII–XVIII веков. Один из крупнейших игроков – галерея семьи Кремер (Kraemer & Cie), потомственных антикваров в шести поколениях, показала уникальную люстру, основой которой является синий шар, усыпанный золотыми звездами (около 1800 года). Хозяин биеннале Эрве Аарон представил в своей галерее (Didier Aaron) софу из лакированного дерева, сделанную в 1730 году по проекту Иоганна Хоппенхаута. Среди других сокровищ этой эпохи – старинные эмали, предметы из золоченой бронзы, латунные зеркала с Сицилии, инкрустированные кораллами (Gallerie Perrin), ваза из черного порфира, купленная на аукционе 1782 года королем Людовиком ХVI (Gallerie Anne-Marie Monin). Знаменитый дом Steinitz представил богатейшую коллекцию серебра, среди экспонатов – пара столовых ваз, созданных Анри Огюстом в год коронации Наполеона (1804). Здесь же можно было приобрести резную деревянную отделку для декора помещений. Легендарный участник биеннале антиквар Франсуа Леже уверен в непоколебимости спроса на французское искусство: «Американские покупатели снова набирают силу, этому способствует падение евро».

В разделе старых мастеров блистает Galerie de Jonckheere – в их коллекции полотна семейства Брейгелей, а у Bernheimer – Colnaghi (самая старая из существующих антикварных галерей в мире) был представлен шедевр Лукаса Кранаха Старшего. Итальянские галереи, например Moretti Fine Art LTD, традиционно привезли на биеннале иконы и живопись раннего Возрождения из Флоренции и Сиены.

На выставке не представлено русское искусство – многие шедевры зачастую уже находятся в частных коллекциях, в основном у самих русских (из-за заоблачной стоимости вещей). Однако знаменитая нью-йоркская галерея A La Vieille Russie выставила часть своего собрания в помещении Didier Aaron. За полтора века существования галереи (с 1856 года) через нее прошли произведения Фаберже: пасхальные яйца, скульптуры и портсигары. В 1920-х годах A La Vieille Russie была центром притяжения белой эмиграции в Париже.

Экспозиция на биеннале – возможно, первый шаг к триумфальному возвращению галереи во Францию. Некоторые участники выставки активно работают с русскими клиентами. Галерея Chadelaud Michel-Guy, специализирующаяся на французском искусстве XIX века, сделала состояние на продажах в Россию. В этом году они показали роскошный рояль работы Анри Дассона, богато украшенный лакированной миниатюрой и резьбой по дереву.

Статуэтка бактрийской принцессы

Статуэтка бактрийской принцессы

Эклектичность биеннале – залог всестороннего интереса клиентов. Раздел древнего неевропейского искусства представлен предметами начиная с 3-го тысячелетия до н.э. Phoenix Ancient Art показала деталь египетской статуи – голову фараона из розового мрамора, относящуюся к эпохе Тутмоса III. Бельгийский дилер Борис Вервоордт (наследник знаменитого дома Axel Vervoordt) привез фрагменты ассирийских каменных книг из библиотеки легендарного короля Ашшурнасирпала II (883–859гг. до н.э.). Galerie Christian Dedyier удивила знатоков редчайшим бронзовым мечом с нефритовой ручкой и лезвием, инкрустированным золотом. Предмет относится к периоду китайских завоеваний V–III веков до н.э. Уникальная статуэтка бактрийской принцессы (конец 3-го тысячелетия до н.э.) – гордость экспозиции Galerie Kevorkian.

Доспехи Маеды Тошиасу

Доспехи Маеды Тошиасу

 

Доспехи Маеды Тошиасу

Доспехи Маеды Тошиасу

Следует отдельно сказать о Galerie Jean-Christophe Charbonnier – единственной галерее, которая занимается японским оружием и доспехами. Великолепное состояние всех деталей вооружения и исключительное качество ручного производства привлекает даже тех, кто равнодушен к военному антиквариату. В павильоне были представлены доспехи Маеды Тошиасу, 10-го правителя могущественного клана Маеда (богатейший клан военно-политической верхушки Японии до конца XIX века). Известны только два сохранившихся экземпляра таких доспехов – западная публика впервые смогла увидеть уникальный экспонат во время биеннале.

Парижский антикварный шик не будет полноценным без мерцания драгоценных камней. Биеннале антикваров – это еще и гламурное событие в ювелирной индустрии. Louis Vuitton, Cartier, Van Cleef & Arpels, Dior Joaillerie, Tiffany&Co, Chanel Joaillerie  специально создают коллекции ювелирных изделий для показа на этой ярмарке. «Коллекции, показанные здесь, производят такой же эффект, как показы haute couture в мировой модной индустрии», – говорит Эрве Аарон. Несмотря на мировые финансовые потрясения, интерес к ювелирным изделиям только растет. В этом году к постоянным участникам биеннале присоединились швейцарский производитель часов Piaget и люксовый гигант Louis Vuitton.

Коллекция дома Piaget

Коллекция дома Piaget

 

Коллекция дома Piaget

Коллекция дома Piaget

В честь своего первого появления на биеннале Дом Piaget устроил почти что детский утренник, представив коллекцию колец на тему пирожных и фантазийных коктейлей. За сумму 10000 – 25000 евро можно «попробовать» эклеры из бриллиантов, на аперитив предлагается кольцо «Мохито» – 24-каратный турмалин, обрамленный изумрудами и кусочком лайма из цитрина. Также были представлены часы с секретом – шар, инкрустированный 293 бриллиантами и сапфиром в 6,88 карат.

Коллекция Дома Cartier

Коллекция Дома Cartier

 

Коллекция Дома Cartier

Коллекция Дома Cartier

Среди экспонатов Дома Cartier – часы-браслет из бриллиантов и сапфиров, с внешней стороны украшенные изумрудом в 77 карат, колье с каплеобразным сапфиром, бриллиантами, россыпью изумрудов и опалов.

Chanel Joaillerie подготовил для биеннале коллекцию Bijoux des Diamants, включающую и новинки, и классику, которую мадам Шанель придумала в период Великой депрессии в 1932 году. Наряду с традиционными мотивами звезд и бантов новую жизнь получил дизайн в форме перьев. За небольшую бриллиантовую брошь просят 32000 евро, за большую – 220000. В комплект также входит ожерелье, которое венчают 2 каплеобразных камня, за 1,6 млн. евро.

Заколка Olindias, Van Cleef & Arpels

Заколка Olindias, Van Cleef & Arpels

Дизайнеры Van Cleef & Arpels фантазируют на тему путешествий Жюль Верна. В новой коллекции Voyage Extraordinaires выделяется изысканная заколка Olindias в виде бриллиантового осьминога. Брошь в виде льдины, на которой высится турмалиновый айсберг с четырьмя фигурками пингвинов из оникса и бриллиантов, непременно вдохновит обладателя на вояж в Арктику, или, по крайней мере, заставит улыбнуться.

Коллекция Dior Joaillerie

Коллекция Dior Joaillerie

           

Коллекция Dior Joaillerie

Коллекция Dior Joaillerie

Виктуар де Кастеллан, дизайнер дома Dior, экспериментирует с темой Болливуда. Ярко украшенный, почти цыганский комплект состоит из серег и кольца в виде маленькой коробочки. Изделия созданы из целой радуги драгоценных камней: зеленые опалы, желтые бериллы, рубины, розовые сапфиры, бриллианты – цена до 1 млн. евро.

Брошь «Череп»

Брошь «Череп»

 

Брошь, Tiffany&Co

Брошь, Tiffany&Co

Среди старинных ювелирных шедевров выделяется брошь 1935 года в виде жокея на лошади – экземпляр выставлен в витрине Martin du Daffoy за 45000 евро. В павильоне Faerber была представлена брошь «Череп» из розового коралла, датируемая 1860 годом. Почти ее ровесница (1890г.), брошь, выполненная по эскизу Паулдинга Фарнхэма для Tiffany&Co, продавалась в павильоне брюссельского дилера Veronique Bamps.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться