Новости
АВТОР: Анжелина Вин
11.08.2010
Архитектор Питер Кук
Архитектор Питер Кук

Архитектор Питер Кук

Peter Cook

Peter Cook

Архитектор Питер Кук рассказал RDH.RU о том, почему современная архитектура может превратиться в ширпотреб.

Сэр Питер Кук, вопреки сложившейся традиции, сначала стал знаменитым преподавателем, критиком и теоретиком архитектуры и лишь после этого архитектором-практиком.  В 1960 году он окончил  Школу архитектуры Архитектурной ассоциации в Лондоне и позже вернулся туда преподавать. Работая в бюро James Cubitt & Partners, Кук стал одним из основателей легендарной группы 60-х – Archigram. В своих проектах группа экспериментировала с модульными технологиями, пространственными капсулами, мобильными жилищами и городами-утопиями. В начале 70-х он был директором Института современного искусства в Лондоне, а в 80-х – профессором Академии искусств (St?delschule) Франкфурта, позиционируя ее как ведущую школу архитектуры в Германии. Сегодня сэр Питер Кук пишет статьи и книги, выступает с лекциями по всему миру и, безусловно, строит.  Образцом его концептуальных изысканий является здание арт-центра в Граце (Kunsthaus Graz).

– В чем вы видите цель архитектуры сейчас, в 2010-м? Была ли она другой в 60-е, 70-е, 80-е, 90-е гг. ХХ века?

– Цель архитектора во все времена – формировать пространство, изобретать объемы, в общем, быть постоянным первооткрывателем. Но это комплексная задача, также нужно постоянно думать над тем, какие материалы использовать, как проектировать освещение, и, наконец, как социальные группы будут реагировать на новые формы. Язык архитектуры всегда был и останется важным, и главное – он все время развивается. Для этого, я уверен, восприятие архитекторов, да и всех людей, не должно быть зашорено. В 1960-е мы грезили о высоких технологиях, в 70-е и 80-е многие технологии стали использоваться для реализации невиданных форм. Началось завоевание виртуальных территорий, придуманных архитекторами, транслирование их в реальность, что до сих пор не было возможно. В 90-е проснулась ностальгия по природным формам, их начали воплощать в архитектурных проектах. С начала XXI века архитекторы используют многое из наработанного ранее, смешивают крайности, комбинируют различные, в том числе и дешевые, методы. Это уже не хай-тек, а микс-тек.

– Каков язык архитектуры арт-центра в Граце? Это органическая архитектура?

– Нет-нет, я думаю, что это архитектура мистического театра. Я представляю себе некий таинственный контейнер, на дне которого спрятаны две концепции: план, который ведет человека по зданию и манипулирует им, но он этого не замечает, и система элементов для созерцания старинной архитектуры города.  Люди поднимаются на верхний уровень и неожиданно оказываются у окон – «ноздрей здания», и здесь понимают, что замок, который они видят, доминирует над любым  авангардным зданием. Затем они оказываются в галерее, и перед ними открывается широкая панорама города. Это процесс восприятия изнутри и стирание границ между новым и старым, появляется ощущение того, что иллюзии реальны. Хотя, признаюсь, что арт-центр в Граце – это провокация по отношению к стереотипному сознанию.

– К чему движется современная архитектура?

– Я думаю, что сейчас архитектура в большой опасности: ей грозит стать сферой ширпотреба, продуктом рекламы, объектом бизнеса. Я циник, и поэтому всегда ставлю вопрос о действительном содержании архитектуры, а не ее успешности. С этого начиналась моя деятельность в Archigram. Настоящая архитектура – это больше, чем маркетинг и все, что относится к коммерции и бизнесу. Ее смысл – в гуманности, которая находится за границами бизнеса.

RDH.RU благодарит  Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» за помощь в организации интервью.  

Художественный музей в Граце, 2003г.

Проект здания в Австралии, 1991г.

Проект здания в Австралии, 1991г.

Многоквартирный дом в Берлине, 1985-1987 гг.

Многоквартирный дом в Берлине, 1985-1987 гг.

 

Проект нового здания библиотеки в Тронхейме (Норвегия), 1977г.

Строящийся стадион для Олимпийский игр 2012 в Лондоне.

Строящийся стадион для Олимпийский игр 2012 в Лондоне.

 

 

 


Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться