Известные архитекторы и дизайнеры
08.02.2017
Справка: Людвиг Мис ван дер Роэ

Справка: Людвиг Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ был одним из ярчайших представителей архитектуры модерна. Спроектированный им типовой образ высотного здания не утратил актуальности даже сегодня.

Его желание создать «новую грамматику архитектуры»  повлияло не только на фасады зданий, но и на внимание к ландшафту застройки.

Мис ван дер Роэ

Мис ван дер Роэ

Мис родился 27 марта 1886 года в немецком городе Ахене. Большое влияние на него оказала профессия отца, который был каменщиком. Именно в его мастерской у будущего архитектора зародился интерес к простым материалам и строгим формам.

Павильон Германии для Всемирной выставке в Барселоне 1929 года

Павильон Германии для Всемирной выставке в Барселоне 1929 года

Самым известным проектом ван дер Роэ называют павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года. Действительно, именно в нем архитектор впервые смог выразить свою концепцию «бога в деталях». Божественное Мис видел в природе, а пространство павильона позволяет любому посетителю прикоснуться к его идее: природа не только является «обрамлением» постройки, она неотъемлемая ее часть. Рамки между природой и человеком стерты, взаимопроникновение достигает своего максимума.

Кстати, именно в павильоне впервые находит отражение другой популярный сегодня принцип ван дер Роэ – отсутствие зонирования пространства, свободная планировка.

Павильон Германии для Всемирной выставке в Барселоне 1929 года

Павильон Германии для Всемирной выставке в Барселоне 1929 года

Несмотря на ранний успех, на родине его попытки самореализации были обречены – становление пришлось на 30е годы и правление нацистов, которые запретили современное искусство и назвали его сооружения «не немецкими» и откровенно левыми. Деполитизировать архитектуру было невозможно, и в 1937 году ван дер Роэ переезжает в США. Его первым крупным заказом становится здание Чикагского технологического института (сейчас Иллинойский технологический институт). Позже он возглавит там архитектурную школу.

В этот период Мис все больше стремится к универсальности и сокращает количество материалов. Если для павильона в Барселоне использовались и дерево, и декоративный камень, то в Чикагском проекте правит бал только стекло и сталь, а также уже знакомые модульные планировки.

Иллинойский технологический институт

Иллинойский технологический институт

50-е годы сам Мис ван дер Роэ называл апогеем своей карьеры. Именно в этот период развитие технологий позволило ему осуществить свою главную мечту – построить небоскреб с панорамным остеклением.  «Чтобы действительно понять, чем является архитектура, мне понадобилось пятьдесят лет», — писал он.

Проектирование становится «универсальным». Появляются знаковые высотки - Лейк-Шор-Драйв (1951 год), Коммонуэлс променад (1957) и  офисное здание Сигрэм-билдинг (1958). Они практически ничем не отличаются друг от друга, архитектор экспериментирует только с цветом стекла.

Слева: дом на Лейк-Шор-драйв. Справа: Офисное здание Сигрэм-билдинг

Слева: дом на Лейк-Шор-драйв. Справа: Офисное здание Сигрэм-билдинг

Универсальность, свет, пространство, природа как главное украшение – вот ключевые понятия в архитектуре ван дер Роэ. Его влияние на последователей трудно не оценить – помимо того, что столпы его концепции в ходу и сегодня, его именем названа престижная европейская премия в области современной архитектуры.

Текст: Вероника Мейт

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook