Известные архитекторы и дизайнеры
30.11.2016
Биографическая справка: Рэм Колхас

Биографическая справка: Рэм Колхас

Рэм Колхас появился на свет 17 ноября 1944 года в семье небезызвестного Anthonio Колхаса, критика, прозаика и сценариста. Дед Рэма по материнской линии Дирк Розенбург был архитектором-модернистом, а двоюродный брат отца Teum Колхас - архитектором и градостроителем. Несколько лет Рэм с семьёй прожил в Индонезии, которая сильно повлияла на его мировоззрение. К 15 годам Рэм прочитал все книги из огромной библиотеки отца, а с 18 лет начал писать для Gaaggs Post о кино. Позже он принялся за написание сценариев, и после съёмок самого дорогостоящего на тот момент в Нидерландах фильма "Белый раб" по сценарию Рэма Колхаса, о нем заговорили как о сценаристе.

В 1965 году журналист Рэм Колхас приехал в Москву, и, как он признался в одном из недавних интервью, именно в Москве он понял, что хочет стать архитектором. Ещё до поездки в Москву, в Делфтском техническом университете, куда его пригласили как сценариста на встречу со студентами, он заинтересовался русской авангардной архитектурой. В Москве он был поражён зданием Наркомфина Моисея Гинсбурга, в котором было множество квартир-ячеек с общими коммунальными удобствами. Нигде в мире такого ещё не было. Авангардная архитектура Москвы произвела впечатление на Колхаса, он пришёл к мысли, что подобные архитектурные идеи возникают после радикальных политических изменений.

Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

В 24 года Колхас окончательно понял, что архитектура его интересует больше, чем журналистика, и поступил в Architectural AssociationSchool of Аrchitecture в Лондоне, отучившись в которой, продолжил своё образование в Корнельском университете. Спустя несколько лет он получил стипендию Harkness Fellowship и получил ещё одно образование в Institute for Architecture and Urban Studies. Нью-Йоркские небоскребы вдохновили его на написание книги "Безумный Нью-Йорк". Эта работа принесла Колхасу славу блестящего теоретика архитектуры, она и по сей день считается самой популярной книгой по современной архитектуре. Анализируя появление Манхетена, автор объясняет причины, заставляющие города становиться все больше и выше.

К тому времени, когда вышла книга, у Рэма ещё не было построенных зданий, но была уже своя компания OМА. В ней на правах партнёра начинала свою карьеру Заха Хадид, ученица Колхаса. Долгое время Рэм Колхас оставался теоретиком, но после того как он построил в Гааге Театр танца, заказы начали поступать со всего мира.

Приверженец деконструктивизма, Колхас деформирует пространство, не признает никакой симметрии и одинаковых этажей. Кубическое снаружи здание внутри может оказаться спиралевидным. При этом архитектор никогда не жертвует функциональностью ради красоты. Один из самых удачных проектов архитектора, "Дом Бордо", уже через три года после окончания строительства был признан культурным наследием и взят под охрану государства. Этот дом имеет интересную историю: заказчик дома, Жан-Франсуа Лемуан, незадолго до начала строительства попал в страшную автокатастрофу, в результате которой его парализовало ниже пояса, но упрощать проект он категорически отказался и попросил архитектора сделать все, в доме было комфортно и ему, и его близким. Часть дома утоплена в склоне, помещения в этой части дома отделаны известняком и напоминают пещеры. В них расположены кинозал, винный погреб и главная лестница, а другая часть этажа полностью стеклянная, она выходит во внутренний двор и позволяет парковать автомобили. Второй этаж полностью застеклен, от террасы его отделяет стеклянная и разводная стена. На этом этаже расположена гостиная, в которой проходят все семейные мероприятия. Третий этаж, отделанный бетоном, кажется парящим в воздухе. Сам хозяин дома передвигается с помощью большой открытой платформы-лифта, которая благодаря стараниям инженеров быстро и бесшумно помогает хозяину дома попасть на любой этаж. Журнал "Times" признал этот проект лучшим в 1998 году.

Дом Бордо

Дом Бордо

В 2000 году архитектор удостоился Притцкеровской премии за проект "Дом Музыки" в Потругалии. Формой здание напоминает кристалл неправильной формы или усеченный куб. Две стены здания сделаны из стеклянных панелей. Стены зала облицованы текстурированной фанерой и украшены листовым золотом. Как отмечают специалисты, это здание удачно сочетает в себе модерн и деконструктивизм.

Дом музыки в Порту, Португалия

Дом музыки в Порту, Португалия

В 2015 году и в России появилось творение талантливого архитектора - музей современного искусства Гараж. Это бывшее здание советского ресторана "Времена года" в Парке Горького. По словам архитектора, у него не было цели реставрировать помещение, важно было остановить распад, законсервировать его. Архитектору удалось показать всю историю этого ресторана: здесь можно увидеть кирпич 1968 года, глазурованный после очередного ремонта, зеленую плитку, современный оранжевый наливной пол и многое другое. В здании поменяли опоры, обновили все коммуникации, вывели их в метровое пространство между стенами старого ресторана и новым фасадом. Кирпичные стены закрыли подвесными белыми панелями, которые при желании можно поднять на 90% и получить подвесной потолок. Архитектору удалось сохранить дух времени открытия этого ресторана, который Колхас посещал в 1968 году во время своей поездки в Москву. Рэм Колхас - сторонник сохранения не только великих и старых зданий, но и повседневных. В результате, советский ресторан "Времена года", построенный по проекту Игоря Виноградского в 1968 году, является теперь одним из крупнейших в мире музеев современного искусства, который за год посетили более 600 000 человек.

Центр современного искусства Гараж, Москва

Центр современного искусства Гараж, Москва

Рэм Колхас частый гость в России, в течение нескольких лет он преподавал в институте "Стрелка". Архитектор сотрудничает со Сколково и Эрмитажем, входит в попечительский совет по созданию "Дома Мельникова". В скором времени архитектор представит план обновления зданий Третьяковской галереи на Крымском валу и в Лаврушинском переулке. Свою концепцию он назвал "радикальным консерватизмом". Рэм Колхас очень много работает и не перестаёт удивлять: сегодня он может проектировать небоскреб, а завтра - общественный туалет или автобусную остановку. Работает архитектор по всему миру, причём сам посещает все свои объекты и контролирует строительства, преподаёт в Гарварде, не забывая при такой занятости ещё и писать. Несмотря на почтенный возраст, он остаётся одним из самых востребованных и влиятельных архитекторов мира.

Текст: Астемир Атласкиров

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook