Дизайн
АВТОР: Мария Сташенко, Анна Паршагина
ФОТО:личный архив Марии Сташенко
28.02.2018
Что такое дизайн-мышление?
Что такое дизайн-мышление?

Что такое дизайн-мышление?

Мария Сташенко, куратор курса «Дизайн-мышление», который стартует 3 марта в Британской Высшей Школе Дизайна, рассказала нам об основах нового подхода к дизайну. Мария также является основательницей лаборатории Wonderfull, академическим членом Design Management Institute (США) и креативным предпринимателем.

Мария Сташенко, креативный предприниматель, академический член Design Management Institute (США).

Мария Сташенко, креативный предприниматель, академический член Design Management Institute (США).

Расскажите немного о себе. В описании курса о вас говорится как о креативном предпринимателе. Что это значит? 

C 2003 года я работаю в креативной индустрии - как предприниматель веду собственную практику в области дизайна и продуктовой работы. Предпринимательство в креативной индустрии – особенное: ты постоянно включен в индустрию создания, продажи или обмена интеллектуальной собственности. В этом смысле креативный предприниматель (фрилансер, владелец студии, например) находится постоянно на пересечении разных практик и дисциплин, вовлечен в разные рынки. Тебе нужно постоянно что-то преподавать, строить сообщество, развивать свою команду, самого себя и во всей этой цепочке действий создавать питательную среду для генерации идей по созданию новых интеллектуально-емких продуктов.

Чем занимается организация Design Management Institute, членом которой вы являетесь? 

Это некоммерческое объединение всех тех, кто так или иначе вовлечен в процесс проектирования новых продуктов и услуг. Институт был основан в Бостоне в 1975 году. Цель DMI заключается в развитии карты самых разных компетенций для креативного лидерства, лидерства в дизайне. Дизайн-мышление – базовая компетенция в этой карте, основополагающая для практики создания новых продуктов и услуг не только у дизайнеров или кредиторов, но и у всех специалистов, так или иначе вовлеченных в процесс разработки или производства.

Перейдем к теме нашего интервью. Что такое дизайн-мышление, как вы его для себя определяете? 

Для меня дизайн-мышление - это такой термин, тэг-помощник, который на этапе разработки или улучшения новых решений помогает сфокусироваться на самом главном. Спросить себя: а что и для кого это мы, собственно, собрались тут что-то разработать? С чего начать и как правильно делать? Тут-то и возникает потребность в неком быстром референте, слове, за которое можно зацепиться и развернуть набор инструментов для командной работы по поводу нового продута или сервиса. Если определить дизайн-мышление чуть более стандартно, дать определение, то дизайн-мышление - набор инструментов, а также метод, философия и новый рабочий процесс по созданию новых продуктов и услуг. Недавно я сделала небольшую заметку, в которой постаралась ответить на 7 вопросов о дизайн-мышлении.  

Люди каких профессий, кроме дизайнеров, могут использовать методы дизайн-мышления? 

Даже и не к дизайнерам этот метод сейчас имеет отношение, в большей степени.

Мария Сташенко, креативный предприниматель, академический член Design Management Institute (США).

Дизайн – это уже такая обширная деятельность по проектированию решений, что сюда медленно, но верно, оказываются втянуты какие-то даже совсем недизайнерские области бизнес-активности. Юристы, например, чем не дизайнеры? Или инженеры? Все они участвуют в создании продукта для конкретного пользователя.

И всем им нужно такое вот «про-человеческое» мышление.

Что такое человеко-ориентированный подход? 

HCD или человеко-ориентированное проектирование - позиция в деятельности, когда первым делом ты задаешь себе вопрос, что за пользу ты принесешь этим вот своим решением / идеей / задумкой пользователю? Какое реальное «добро», а не манипуляции с экономикой / скидками / мнимой ценностью получит конкретный Человек? Подход имеет свои корни в позиции, которую в 70-х годах обозначал Виктор Папанек. Дизайн должен быть полезен не для «Потребления», а для устойчивого развития человека и, да-да, коммерческих и социальных отношений. 

Как, будучи дизайнером, всегда оставаться в курсе того, что сейчас популярно на рынке и понимать, как вообще работает бизнес?

Продолжать быть дизайнером, делать свою работу, и хорошо ее делать! Если ты в действии, то это не ты ориентируешься на методы, а методологи приходят к тебе, смотрят на твои инструменты и думают: «ах, вот оно как, круто дизайн-то делается, а мы-то думали…» И пишут книжку про дизайн-мышление и про тебя как великого методолога :) 

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться