Дизайн
АВТОР: Екатерина Пеганова
28.08.2017
Зачем керамисты со всего мира едут в Ярославль?
Зачем керамисты со всего мира едут в Ярославль?

Зачем керамисты со всего мира едут в Ярославль?

С 1 по 20 августа в Ярославской области прошел третий Международный Керамический симпозиум Высокого огня.  В мероприятии приняли участие 15 ведущих художников-керамистов из  России, Японии, Франции, Голландии, Индии, Турции, Белоруссии, Молдовы. Кульминацией события  стал обжиг работ в уникальной дровяной печи Ноборигама.

Симпозиум  проводится на базе керамического предприятия "Сады Аурики" в городе Гаврилов Ям. Это первое мероприятие подобного уровня в России, поэтому интерес к нему в профессиональном сообществе огромный. Приехать сюда стремятся не только российские художники, но и специалисты из разных стран. Приезжающих сюда специалистов привлекает уникальная возможность не только поработать в компании таких же профессионалов, но и обжечь свои работы в дровяной печи высокого огня. Двухкамерная «Валентина» -  авторский вариант японской многокамерной печи ноборигама, созданной французом Клодом Оссажем в 2014 году.  

Иметь подобную печь мечтают  знаменитые центры керамики по всему миру. Потому что только дровяной обжиг дает уникальные, непредсказуемые результаты, ведь главными творцами здесь являются живой огонь и пепел, летящий от дров. Декорировать изделия перед высокотемпературным обжигом можно лишь отдельными особо стойкими пигментами и глазурями, все остальное сгорает в процессе топки.

Работы Ирен ван Брист Смалленбург (Голландия)

Работы Ирен ван Брист Смалленбург (Голландия)

На протяжении семи дней художники творят свои произведения из специально приготовленной огнеупорной глины,  параллельно общаясь и обмениваясь опытом. Затем керамику декорируют и сушат.

Затем следует кульминация процесса – загрузка работ и многодневный дровяной обжиг.  Чтобы достичь температуры 1350° С,  печь топят на протяжении четырех суток. Поэтому участники делятся на группы и дежурят у печи по сменам. По завершении цикла обжига несколько дней печь остывает. В этот период участники проводят презентации и мастер-классы для всех, кто интересуются искусством керамики. Затем следует торжественное открытие печи, выгрузка и экспозиция работ и их обсуждение.

Татьяна Пунанс, художник –керамист, директор симпозиума

Я много путешествую по свету, общаюсь с профессионалами из разных стран. И раньше на вопрос о том, какие мероприятия в области художественной керамики проводятся в России, мне приходилось отвечать, что, увы, ничего серьезного нет. Теперь я могу с гордостью сказать: «Да, у нас есть такое событие, мы вас приглашаем»! Обжиг в такой печи, как наша ноборигама, – захватывающая задача для любого специалиста. Весьма показательно и радостно для меня, что скоро несколько работ участников симпозиума пополнят коллекцию Ярославского Художественного музея. Это подчеркивает высокий статус нашего симпозиума.

Увидеть работы участников симпозиума можно с 23-го  августа по 18-е сентября на выставке, которая пройдет в Ярославле, в Центральном Выставочном зале Союза Художников России. Участниками III Международного симпозиума стали  Ирен ван Брист  Смалленбург (Голландия), Пинар Баклан Онал (Турция), Такао Кано ( Япония), Хараюки Матсумото  (Япония), Сарбан Чаудхури (Индия),  Лиз Замбелли (Франция), Евген Одиноченко (Беларусь), Олег  Добровольский (Молдова),  Полина Брамон ( Москва),  Ирина Бабодей (Хотьково), Краснова Елена (Красноярск),    Валерий Кузнецов ( Новосибирск),  Кирилл Копылков (Санкт-Петербург),  Ярослава Данилюк (Санкт-Петербург),  Александр Шеханин (Крым).

Лиз Замбелли, художник-керамист (Франция)

В 2010 году я впервые побывала в Японии и открыла там для себя дровяной обжиг.  Меня восхитили эффекты, которые дает высокий огонь,  поэтому, когда я узнала, что в России проводится подобный симпозиум, немедленно решила участвовать. Мне очень понравилась организация симпозиума, покорила простота общения людей в России. Во Франции мы это потеряли. Было очень интересно посмотреть, как работают другие участники, особенно русские керамисты. Французы  работают совершенно по-другому, обращая больше внимание на форму и технологию. У вас больше цвета, больше рисунка. Русские художники умеют рисовать, и часто используют свое умение в декоре. Это великолепно!

Работы Ирины Бабодей (Россия)

Работы Ирины Бабодей (Россия)

Виктор Николаев, художник-керамист, куратор симпозиума, преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова

Дровяной обжиг дает ни с чем несравнимый эффект, ведь здесь работает сама стихия огня, а ты являешься лишь соавтором. Как ни странно, в России его мало используют и поэтому плохо знают. Поэтому я давно мечтал построить высокотемпературную дровяную печь.

Но это могло бы так и остаться мечтой, если бы я не познакомился с владельцем фабрики «Сады Аурики», Тимуром Курбанниязовым, – продолжает Виктор Николаев. – Он оказался настоящим меценатом и предложил мне заняться организацией симпозиумов высокого огня на территории его предприятия. Количество и состав участников   все продиктовано печью, их не должно быть больше или меньше. Именно 15 человек необходимо, чтобы создать нужное количество работ, чтобы заполнить печь, и чтобы, разбившись на группы обеспечить непрерывный обжиг. Половину участников – иностранцы, мы стараемся приглашать тех, у кого есть опыт дровяных обжигов, чтобы поучиться у них. Наша миссия в том, чтобы самим учиться и учить других. Часть работ, выполненных на симпозиуме, остается здесь, формируя коллекцию будущего музея. В наших планах создать настоящий Центр искусства керамики, здесь будет не одна печь, а несколько разных печей для разных типов обжига». 

Композиция из трех предметов «Можешь ли ты услышать меня?» Пиннар Баклан Онал (Турция)

Композиция из трех предметов «Можешь ли ты услышать меня?» Пиннар Баклан Онал (Турция)

Работа "Акробат" Такао Кано (Япония)

Работа "Акробат" Такао Кано (Япония)

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться