Дизайн
АВТОР: Катя Рабей
ФОТО:Катя Рабей
29.01.2016
Как учат предметному дизайну в Тель-Авиве?
Как учат предметному дизайну в Тель-Авиве?

Как учат предметному дизайну в Тель-Авиве?

Где и как сегодня можно получить лучшее дизайнерское образование? Одно из таких прекрасных мест – Шенкар, Тель-Авивский колледж инженерии, дизайна и искусств. О своем опыте обучения в этом заведении нам рассказала Катя Рабей.

Шенкар, Тель-Авивский колледж инженерии, дизайна и искусств начинался в 1970 году с небольшого факультета моды и текстиля, но к настоящему моменту разросся до второго по значению художественного учебного заведения Израиля, уступая только иерусалимскому Бецалелю, у которого перед Шенкаром фора в почти семьдесят лет. Израильская дихотомия «Тель-Авив/Иерусалим» вообще сильно напоминает русскую «Москва/Питер»: Тель-Авив тусуется и занимается бизнесом, а Иерусалим пьет чай и говорит о высоком. В таких дисциплинах, как живопись, фотография, анимация – в общем, во всем, что относится к «чистому искусству», Шенкар проигрывает Бецалелю. Зато в более прикладных вещах, вроде дизайна текстиля, одежды и ювелирных украшений, Тель-Авивский колледж определенно на первых местах.


Но даже на таких прикладных специальностях, как ювелирный дизайн, Шенкар учит своих студентов не только техническим навыкам, вроде металлопластики, пайки, закрепки камней или 3D-моделирования, но и творческим подходам к профессии. Здесь существуют курсы креативного мышления, на которых учат создавать свое-ориги­нальное. Например, «сердечки» (задача – сделать что-нибудь необычное в самой коммерческой из ювелирных форм), Fashion Jewelry (задача – сделать что-нибудь масштабное и экстравагантное в духе модных показов Александра Маккуина), «шахматы» (первый опыт массового производства, а также создания коллекции в едином стиле), «Два грамма» (фантазия не ограничивается ничем, кроме веса готового украшения) и так далее.

Один из предметов, находящихся в обязательной программе у ювелиров-третьекурсников, называется Wearable technologies and interactive accessories, на нем учат основам электроники и возможностям ее применения в ювелирном деле. Преподаватели курса – Йедидия Ван Эссен и Михаль Бриль – считают, что студентам-ювелирам необходимо обладать базовыми знаниями об устройстве современных технологий, чтобы идти в ногу со своей профессией, где электроника применяется все чаще. Взять хотя бы бренд Cutecircuit, сделавший интерактивное Твиттер-платье для Николь Шерзингер из группы The Pussycat Dolls и светящиеся в такт музыке пиджаки для гастролей группы U2; это, конечно, не украшения, а одежда, но вектор понятен. И если финальным заданием курса является интерактивный аксессуар, который студенты делают совместно с факультетом инженерии и электроники, то промежуточное упражнение, своего рода разогрев, они должны выполнить самостоятельно. Официально задание называется «Кольцо с диодом», но допускаются и другие виды украшений, главное, чтобы оно светилось. 


Презентация результатов каждый год приходится на неделю Хануки, еврейского праздника света, и для пущего эффекта проводится в темной комнате. Работы третьего курса в этом году можно было тематически поделить на несколько видов: жестовые украшения, ретрофутуристические украшения и чисто эстетические.

Жестовые пытались с помощью диодов сделать акцент на каком-то движении руки: например, набор из двух колец Хадас Коэн был устроен таким образом, что одно, на руке одного человека, загоралось, когда прикасалось к тому, что на руке у второго (поскольку в одном был диод, а в другом – батарейка), вызывая этим ассоциации с «Сотворением Адама» Микеланджело. Риль Гринфельд же вдохновлялась финальной сценой из спилберговского «Инопланетянина», где маленький пришелец прикасается своим длинным пальцем ко лбу мальчика, и кончик пальца загорается: ее кольцо, надевающееся на палец целиком, имеет петли в районе средней фаланги, и когда палец распрямляется, диод прикасается к батарейке и свет зажигается на конце пальца.

Работу Ноам Хен нельзя назвать кольцом – это скорее кожаная перчатка без пальцев, где ряд диодов идет по нижнему шву и загорается, когда щелкаешь пальцами. А набор из трех колец Эден Миндель – не вполне про жесты, но он устроен так, что два крайних кольца загораются только тогда, когда между ними надеваешь промежуточное, в котором батарейка исполняет роль центрального элемента, упрятанного в пластик и серебро. Всю сложную конструкцию из трех колец Эден удалось уместить в пластик с помощью технологии 3D-печати.

Ретрофутуристические украшения появились благодаря сочетанию диодов и стилистики, нарочно позаимствованной из прошлого: к примеру, кулон Ной Шапир, таинственно мерцающий в темноте голубыми огоньками, напоминает старинный глобус небесной сферы, почерневший от времени. Пересекающие его орбиты застегиваются на миниатюрные крючки, позволяющие при необходимости разобрать всю конструкцию и поменять батарейку.

Статью полностью читайте в журнале  INTERNI #45 (февраль 2016). Доступна iPad-версия номера, а также электронные версии для всех носителей.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться