Архитектура
АВТОР: Ирина Куприянова
ФОТО:Илья Иванов
15.02.2018
Музей пчеловодства на ВДНХ
Музей пчеловодства на ВДНХ

Музей пчеловодства на ВДНХ

Пчеловод – ​редкая профессия. Авторы проекта Музея пчеловодства на ВДНХ заставили взглянуть на нее с современной точки зрения, задавшись целью популяризировать традиции, известные с древних времен. 

Архитекторы Buro 511 Артур и Ксения Кариевы с полноправными участниками проекта дочкой Софи и сыном Михаилом

Архитекторы Buro 511 Артур и Ксения Кариевы с полноправными участниками проекта дочкой Софи и сыном Михаилом

Отрадно, что с обретением старого названия ВДНХ возрождает идеи популяризации достижений, правда уже не народного хозяйства, а скорее государственного. Многим историческим павильонам возвращается не только прежний вид, но и назначение. Не стал исключением и павильон пчеловодства, построенный в 50-е годы прошлого века. Департамент природопользования через генподрядчика обратился в архитектурное бюро Buro 511 с предложением разработать концепцию Музея пчеловодства, главной целью которого стала бы популяризация этой «старомодной» отрасли.

Важное место в проекте было отведено скрытой подсветке. Она не только помогла акцентировать внимание на отдельных элементах экспозиции: ​витринах, стеллажах, стендах,​но и создала ощущение погружения в будущее

Важное место в проекте было отведено скрытой подсветке. Она не только помогла акцентировать внимание на отдельных элементах экспозиции: ​витринах, стеллажах, стендах,​но и создала ощущение погружения в будущее

По словам Артура Кариева, авторы проекта оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, заказчик хотел получить такой проект музея, который бы перевернул отношение к пчеловодству как к устаревшему производству и заставил взглянуть на отрасль с новой, современной точки зрения. С другой стороны, масса непонятных, позаимствованных из прошлого технических условий могла свести все старания архитекторов на нет. Так, например, оригинальное напольное покрытие, сохранившиеся со времен постройки павильона, пришлось закрыть коммерческим линолеумом. Аналогичная история произошла и с потолком. Архитекторы предлагали все коммуникации для вентиляционного оборудования оставить открытыми, сохранив при этом первоначальную отделку потолка и придав всему музею стильный индустриальный вид. Однако согласно безоговорочному техническому заданию пришлось монтировать потолок грильято.

В зале, посвященном истории пчеловодства, есть две витрины с униформой и рабочими инструментами пчеловода прошлого века и нынешнего

В зале, посвященном истории пчеловодства, есть две витрины с униформой и рабочими инструментами пчеловода прошлого века и нынешнего

Несмотря на все сложности, концепция музея у авторов проекта все же сложилась. Они представили экспозиционное пространство как своеобразную современную лабораторию пчел. Функционально оно поделено на три зала: исторический, в котором рассказывается об истории развития пчеловодства, биологический, посвященный жизни самой пчелы, и ​дегустационный. При этом традиционным формам архитекторы попытались придать новое звучание, даже невзирая на сухое техническое задание. Согласно последнему, например, требовалось выполнить инсталляцию на тему улья со ста тридцатью элементами. В итоге появился коридор, напоминающий шлюзовое отделение космического корабля. Этот эффект создает мягкий желтоватый свет, исходящий от лайтбоксов с перфорированной в виде сот обрешеткой из фанеры.

Полы в музее пришлось покрыть коммерческим линолеумом, а потолки закрыть конструкцией грильято. Это решение помогло законсервировать сохранившуюся первоначальную отделку павильона

Полы в музее пришлось покрыть коммерческим линолеумом, а потолки закрыть конструкцией грильято. Это решение помогло законсервировать сохранившуюся первоначальную отделку павильона

Еще одна идея – ​придать пространству ощущение стерильности, поэтому, помимо ассоциативной желто-черной цветовой гаммы, основной акцент был сделан на белом, в особенности в первой части музея. Стены, витрины-пирамиды, бар, дегустационные авторские столы – ​все белого цвета. Кстати, последние – ​не обычные столы. Их столешницы представляют собой встроенные экраны с интерактивным меню меда. Достаточно нажать рукой на желаемый пункт в меню, и на стеллаже, находящемся по соседству, загорится сота с выбранным образцом меда. Надо заметить, что современная подача «методического» материала потребовала разработки очень серьезного электрического проекта. В залах предусмотрены (помимо огромного количества прямой и скрытой подсветки витрин и стеллажей) демонстрационные тач-панели. В биологическом зале смонтирован огромный экран, составленный из шестнадцати медиапанелей, погружающий посетителя музея в увлекательный фильм, посвященный жизни пчелы. Есть в экспозиции и настоящий улей с живыми пчелами, закрытый стеклянным колпаком, авторство проекта которого тоже принадлежит архитекторам Buro 511. Можно с уверенностью сказать, что создатели музея пчеловодства справились со своей задачей на все сто процентов, сделав ставку на современный дизайн и технологии. 

Все витрины в музее выполнены в виде прямоугольных пирамид черного или белого цвета

Все витрины в музее выполнены в виде прямоугольных пирамид черного или белого цвета

В зале, посвященном жизни пчелы, установлены две модели насекомого с функциями аниматроника

В зале, посвященном жизни пчелы, установлены две модели насекомого с функциями аниматроника

В дегустационном зале стеллажи для баночек с разными сортами меда решены в виде сотовых ячеек, каждая из которых имеет автономную подсветку, соединенную с интерактивными экранами столов

В дегустационном зале стеллажи для баночек с разными сортами меда решены в виде сотовых ячеек, каждая из которых имеет автономную подсветку, соединенную с интерактивными экранами столов


Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться