Архитектура
12.01.2018
Музей современного искусства в Кейптауне
Музей современного искусства в Кейптауне

Музей современного искусства в Кейптауне

Британские архитекторы превратили бывшее зернохранилище на набережной Кейптауна в величественный храм искусства, внутренняя структура которого напоминает громадный улей.

Здание выглядит как единый объем, тем не менее оно состоит из двух частей: преобразованной структуры зернохранилища из 42 железобетонных труб и опоясывающего их нового выстроенного пространства

Здание выглядит как единый объем, тем не менее оно состоит из двух частей: преобразованной структуры зернохранилища из 42 железобетонных труб и опоясывающего их нового выстроенного пространства

Zeitz Museum of Contemporary Art Africa (MOCAA) – ​таково полное название музейно-выставочного комплекса, обязанного своим именем и созданием собирателю африканского искусства Керингу Цайтцу, топ-менеджеру международной корпорации Kering. Благодаря сотрудничеству Цайтца с куратором Марком Коеци, приглашенным в качестве креативного директора бренда, музей было решено устроить в отдельном здании и придать ему статус некоммерческого проекта.

В 2014 году единомышленники остановили свой выбор на бетонной коробке бывшего элеватора, возведенного еще в 1921 году на территории кейптаунского порта. Когда вся бывшая промзона пришла в запустение, а затем была реконструирована в модную ныне набережную Виктории и Альфреда, зернохранилище собирались снести – ​помешал лишь его уникальный облик: здание состоит из громадных бетонных труб, образующих выразительный силуэт, и постройке присвоили статус архитектурного памятника.

Томас Хизервик, глава британского архитектурного бюро Heatherwick Studio, разработал элегантное решение реконструкции зернохранилища – ​поместил его трубчатый объем в стеклянный корпус, сделав его атриумом современного здания

Томас Хизервик, глава британского архитектурного бюро Heatherwick Studio, разработал элегантное решение реконструкции зернохранилища – ​поместил его трубчатый объем в стеклянный корпус, сделав его атриумом современного здания

Томас Хизервик, глава британского архитектурного бюро Heatherwick Studio, разработал восхитительно элегантное и неожиданное решение. «Работа была похожа на археологию, на раскопки галерейных пространств, при этом не хотелось полностью уничтожать трубчатую структуру. Мы поняли, что нужно создать что-то непредсказуемое для взгляда», – ​отметил Хизервик, комментируя проект.

Экспонаты выставки Now and Then: El Loko/Kyle Morland, исследующей диалог между разными поколениями художников

Экспонаты выставки Now and Then: El Loko/Kyle Morland, исследующей диалог между разными поколениями художников

По словам автора, «идея превратить 116 вертикальных труб гигантского бетонного бункера в общественное пространство c cамого начала казалась жутковатой, но привлекательной». Таким образом, традиционному подходу архитектуры, основанной на «приращении» объемов и форм, здесь противопоставлено «вычитание», что, впрочем, не является новостью для человеческой цивилизации. Можно вспомнить скальные жилища первобытных народов и более поздних времен: дома и церкви, вырезанные в мягкой вулканической породе на острове Санторини, раннехристианские храмы Каппадокии в скалах из туфа, жилища индейцев в известковых горах Меза-Верде.
В данном случае пришлось иметь дело со своего рода ресайклингом, и техническая сложность заключалась в том, чтобы вырезать из 10-этажных железобетонных конструкций петли огромных кружев, не разрушая общей уникальной структуры и приведя ее в соответствие с музейными функциями. Согласно плану реконструкции, центральное ядро составил атриум высотой 27 м, из него на нескольких ярусах открывается доступ к 80 галерейным помещениям общей площадью 6000 м2. Из атриума просматриваются лестничные пространства, сюда же обращены длинные окна в трубах лифтовых шахт. Прозрачная структура демонстрирует соседние зоны почти из любой точки и пронизана световыми потоками, образующими высокие арки от оконных проемов, напоминая интерьеры готических соборов.

Интерьеры выставочных пространств музея

Интерьеры выставочных пространств музея

Края исполненных под разными углами причудливых срезов мощных трубчатых стен отполировали, поверхность старого бетона с шероховатыми следами опалубки оставили открытой, текстуре новых конструктивных элементов придали сходство с аутентичной. Винтовые лестницы, рамы и ограждения исполнили из черного металла. В верхние «петлистые» отверстия вставили стекла, а несколько рядов фасадных окон-панелей исполнили в очень необычной манере. Их объемный рисунок и структура подобны черепашьему панцирю и изготовлены по дизайну африканского художника Эль Локо, а каждая грань, согласно замыслу, отражает мир извне: боковые части – ​детали окружающего пейзажа (гору или остров Роббен), верхние – ​небо. 

Интерьеры выставочных пространств музея

Интерьеры выставочных пространств музея

Интерьеры выставочных пространств музея

Интерьеры выставочных пространств музея

Скульптура Proposed Model for Tseko Simon Nkoli Memorial (2017) южноафриканского художника Ати-Патра Руга

Скульптура Proposed Model for Tseko Simon Nkoli Memorial (2017) южноафриканского художника Ати-Патра Руга

Работы Нандифы Мнтамбо (Королевство Свазиленд)

Работы Нандифы Мнтамбо (Королевство Свазиленд)

Работы Мэри Сибанде (ЮАР) с той же выставки

Работы Мэри Сибанде (ЮАР) с той же выставки

Инсталляция Кенделла Геерса (ЮАР) с выставки All things being equal…

Инсталляция Кенделла Геерса (ЮАР) с выставки All things being equal…


Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться