Архитектура
АВТОР: Валерия Исмиева
ФОТО:Enrico Cano, Belen de Benito
04.10.2017
Парящий над океаном: центр  Botín в Испании
Парящий над океаном: центр  Botín в Испании

Парящий над океаном: центр Botín в Испании

Проект: Renzo Piano building Workshop

Здание центра Botín, построенное по проекту архитектурной студии Ренцо Пьяно, стало знаковым форпостом ­атлантического побережья на севере Испании.

Приподнятые над землей на тонких опорах объемы, точно два облака, парят в воздухе, оставляя для посетителей парка возможность почти непрерывного обзора морской акватории

Приподнятые над землей на тонких опорах объемы, точно два облака, парят в воздухе, оставляя для посетителей парка возможность почти непрерывного обзора морской акватории

При упоминании имени Ренцо Пьяно большинству припомнится здание Центра Помпиду, ставшее своего рода символом эпохи и визитной карточкой звезд хай-тека – ​Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Но в отличие от парижского проекта фасады центра Botín не демонстрируют брутальных сплетений технического ливера, а являют гладкость «кожи» своих оболочек. Торжество технологий хай-тек обрело романтический оттенок: фасады, обращенные к парку и океану, представляют собой изящные каркасные «сетки» со сплошным остеклением, которые помещены в обрамляющие их D-образные формы, покрытые сотнями тысяч выпуклых перламутровых плиток. Ренцо Пьяно специально выбрал такое оформление фасадов: оно позволяет зданию менять цветовую палитру в зависимости от освещения и отражения в них оттенков неба и океана.

Архитектор Ренцо Пьяно

Архитектор Ренцо Пьяно

Два величественных объема, подобно крыльям или страницам книги, «распахнуты» под широким углом в сторону парка. Оба «крыла» парят над землей на тончайших свайных опорах и на девять метров выдвигаются над водной акваторией: постройка словно осторожно балансирует, привстав на цыпочки, на грани суши и моря. Между корпусами – ​открытое пространство, будто единый объем разрезали на две части и отодвинули их друг от друга. Здесь устроены лестницы, переходы с прозрачными навесами, галереи со стеклянными полами.

Массивная конструкция поддерживает смотровые площадки, устроенные наподобие грузовых люков ­транспортных самолетов

Массивная конструкция поддерживает смотровые площадки, устроенные наподобие грузовых люков ­транспортных самолетов

Власти города предприняли самые радикальные усилия для реконструкции территории, на которой расположен культурно-выставочный центр. Прежде здесь находился порт и автомобильная стоянка, рядом пролегала оживленная автомагистраль, за которой начинался парк с прилегающими жилыми кварталами. Автомобильную дорогу упрятали в тоннель, что позволило расширить исторический парковый участок вдвое – ​до 4,2 га, и теперь так называемые сады Переда простираются вплоть до береговой линии. Парковые территории подверглись полной реконструкции благодаря сотрудничеству Ренцо Пьяно с ландшафтным архитектором Фернандо Карунчо.

В глубине «зеленой» зоны, на удалении от городских шумов и в месте расположения прежнего причала и были построены оба блока центра. В западном, по размеру почти вдвое большем, чем восточный, два уровня заняты выставочными залами площадью 25 000 м2. На фасаде, обращенном в сторону зеленой лужайки, установлен телеэкран – ​на нем устраивают кинопоказы или транслируют происходящее в залах. Вдоль этой стены сооружена открытая галерея-амфитеатр.
Часть кровли остеклена и снабжена высокотехнологичной системой солнечной фильтрации, обеспечивающей оптимальный режим освещения выставочных пространств.

Ренцо Пьяно реализовал идею превратить автодорогу, проходящую вдоль центра Botín, в тоннель – ​благодаря такому решению на крыше был разбит зеленый парк, соединивший эту территорию с городом

Ренцо Пьяно реализовал идею превратить автодорогу, проходящую вдоль центра Botín, в тоннель – ​благодаря такому решению на крыше был разбит зеленый парк, соединивший эту территорию с городом

Восточный блок вмещает в себя образовательный центр с классами для занятий и мастерскими, а также мультифункциональный зрительный зал на 300 мест – ​его пространство разработано таким образом, чтобы можно было проводить мероприятия разного формата: концерты, лекции, фестивали, церемонии. Этот зал имеет остекленный фасад, что позволяет зрителям видеть не только выступающих на сцене, но и любоваться прекрасной панорамой океана и проплывающими кораблями. Благодаря такому остеклению фасадов снаружи хорошо просматривается минималистичная интерьерная «начинка». Полностью из стекла также выполнен наземный входной павильон, в котором размещаются вспомогательные службы: информационный центр, магазин, ресторан и кафе. Новое здание, построенное по проекту Ренцо Пьяно, стало уникальным местом для деятельности фонда Botín в искусстве, культуре и других областях. 

По внешнему периметру объемов здания, нависающего над водой, на «воздушных» креплениях устроены открытые площадки и обходные галереи, предлагающие посетителям почувствовать себя словно на борту океанического лайнера

По внешнему периметру объемов здания, нависающего над водой, на «воздушных» креплениях устроены открытые площадки и обходные галереи, предлагающие посетителям почувствовать себя словно на борту океанического лайнера

Фасад центра Botín выложен сотнями тысяч выпуклых круглых плиток, переливающихся на солнце

Фасад центра Botín выложен сотнями тысяч выпуклых круглых плиток, переливающихся на солнце

В пространстве между двумя частями здания устроены лестницы, переходы с прозрачными навесами, галереи со стеклянными полами

В пространстве между двумя частями здания устроены лестницы, переходы с прозрачными навесами, галереи со стеклянными полами

Благодаря стеклянному фасаду зрители в зале могут видеть выступающих на сцене и любоваться панорамой океана

Благодаря стеклянному фасаду зрители в зале могут видеть выступающих на сцене и любоваться панорамой океана

Открытая площадка ресторана с видом на океан

Открытая площадка ресторана с видом на океан



Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться