Архитектура
15.05.2017
Архитектура и айдентика Института русского реалистического искусства
Архитектура и айдентика Института русского реалистического искусства

Архитектура и айдентика Института русского реалистического искусства

Институт русского реалистического искусства (ИРРИ) – это музейно-выставочный комплекс, который открылся в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей Московской ситценабивной фабрики. После реставрации стен здания, построенного в конце XIX века, помещения музея были оснащены новейшими инженерными коммуникациями и специальным оборудованием, предназначенным для поддержания музейного режима.

Площадь здания 4500 кв. метров, котельная труба высотой 20 метров

Площадь здания 4500 кв. метров, котельная труба высотой 20 метров

Однако, по словам основателя Института Алексея Ананьева, за последние годы коллекция качественно обновилась, и было принято решение отметить пятилетие музея полной переэкспозицией и провести полную перепланировку помещений.

Если раньше выставочное пространство было организовано по типу лабиринта без какой-то навигации внутри, то теперь у ИРРИ появилась свой логотип, айдентика и система навигации.

За разработку дизайна помещения взялся российский художник-концептуалист Андрей Шелютто: «Музей предполагает определенную технологию – холст, масло, подрамник. И это инженерное сооружение, которое называется подрамником, имеет очень важные элементы, в том числе специальные колышки.  Они создают натяжение картины, защищая ее от провисания и делая холст идеально ровным. Поэтому для логотипа, айдентики, навигации мы гипертрофировали этот образ и превратили в графический стиль. Ровно так же работает все искусство – вы находите деталь, пропускаете ее через инновацию, и это становится искусством».  

Символом музея стал фрагмент подрамника картины - колышек, который используют для того, чтобы полотна не провисали

Символом музея стал фрагмент подрамника картины - колышек, который используют для того, чтобы полотна не провисали

В форме колышков выполнены информационные стенды, таблички с фамилиями художников, хронологические таблицы, и даже на 20-метровой котельной трубе на входе в музей изображен небольшой колышек.

Перед архитекторами Игорем Чиркиным и Павлом Пришиным из бюро Project Eleven стояла другая интересная задача – переосмыслить современный музей классического искусства.

«По сути, мы переформатировали четыре этажа музея. Все залы имеют несколько общих черт, они в каком-то смысле проницаемы, у нас множество арок и визуальных прострелов, которые связывают между собой исторические периоды и сюжеты. При этом мы постарались каждому залу придать свою атмосферу и свою идентичность с помощью цвета. Существующая архитектура здания имеет очень красивые окна, и в некоторых частях экспозиции мы их оставили открытыми, чтобы у зрителей не было ощущения закрытого вакуумного пространства».

Существующая архитектура здания имеет очень красивые окна, и в некоторых частях экспозиции их оставили открытыми

Существующая архитектура здания имеет очень красивые окна, и в некоторых частях экспозиции их оставили открытыми

Сменяемость эпох отражена в цветовой палитре залов

Сменяемость эпох отражена в цветовой палитре залов

Посетители музея, поднимаясь с первого на второй и далее на третий этаж, проходят от конца XIX века через начало ХХ до наших дней.

Первый этаж посвящен началу ХХ века. Сегодня этот период уже можно считать классическим искусством, поэтому выбранные для зала цвета и названия говорят сами за себя – это «Театральный красный», «Тайский сапфир» и другие.

На втором этаже представлено послевоенное искусство, так называемый «суровый стиль». Эти произведения, сами по себе вызывающие эмоциональный заряд восприятия, который усиливается и за счет архитектуры, и за счет оформления зала. Этаж поделен на две половины. Первая увеличивает драматичное восприятие живописи с помощью базальтового цвета стен и деревянного скрипучего пола. В этих залах речь идет о войне и русской деревне.

В здании сохранилась оригинальная железная лестница конца XIX века с ажурным узором

В здании сохранилась оригинальная железная лестница конца XIX века с ажурным узором

А вторая часть зала выдержана в почти классическом терракотовом цвете, там представлены художники, которых можно отнести к кругу московских сезонистов, картины, рассказывающие о хрущевской оттепели и новой жизни советского человека в 60-х гг.

Третий этаж выглядит максимально современно, потому что речь в нем идет о периоде с 70-х гг. до нашего времени. Произведения, которые там экспонируются, к примеру, большой блок советских гиперреалистов, заслуживает больших пространств, светлых стен, большого количества естественного света.

Отдельно стоит упомянуть про световое решение экспозиции. Оно было подготовлено компанией Philips Lighting. Для освещения экспонатов используются инновационные светодиодные светильники, разработанные совместно с музейными специалистами Rijksmuseum (Амстердам).

Также на территории ИРРИ открылось новое кафе и магазин, а на первом этаже действует мобильный лекторий, вмещающий до 180 человек. Здесь проходят кинопоказы, круглые столы и мастер-классы.

На первом этаже действует мобильный лекторий, вмещающий до 180 человек. Здесь проходят кинопоказы, круглые столы и мастер-классы.

На первом этаже действует мобильный лекторий, вмещающий до 180 человек. Здесь проходят кинопоказы, круглые столы и мастер-классы.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться