Архитектура
АВТОР: Лаура Рагаццола
ФОТО:David Zanardi
14.04.2017
Музей искусства, архитектуры и технологии в Лиссабоне

Музей искусства, архитектуры и технологии в Лиссабоне

За футуристическим зданием МААТ – Музея искусства, архитектуры и технологии – стоит Аманда Левет, уроженка Уэльса и одна из самых ярких архитекторов-женщин. О своем понимании архитектуры и идее лиссабонского музея она рассказала в интервью Interni. 

Здание музея вытянуто над землей так, что кажется частью ландшафта. Пространство крыши может служить площадью, а может – ​сценой, обращенной в сторону реки.

Здание музея вытянуто над землей так, что кажется частью ландшафта. Пространство крыши может служить площадью, а может – ​сценой, обращенной в сторону реки.

Что привело вас в архитектуру?

Когда я только начала изучать искусство, меня поразило, какую фундаментальную роль архитектура играет в развитии цивилизации. Это был огромный новый мир, в котором я обнаружила все, что представляло в моих глазах ценность. Архитектура – ​это бескрайнее поле, в котором важен не только творческий аспект, но и многое другое: архитекторы должны считаться с состоянием общества, экономикой, политикой. 

Вашей студии удается получать множество престижных заказов. Чем можно объяснить такой успех?

Во-первых, нам фантастически везет с клиентами. Как и мы, они всегда заинтересованы в том, чтобы выйти за рамки материального воплощения проекта: не ограничиваться просто постройкой здания, а вписать его в городской контекст. Во-вторых, крайне важно, что наша работа – ​всегда результат сотрудничества. Студия AL_A – ​это команда четырех директоров (я один из них), представляющих три континента. Каждый из нас занимается абсолютно всеми проектами – ​нам необходимо богатство выбора, проистекающее из разных точек зрения. Что касается нашего подхода к дизайну, то мы всегда стремимся достичь баланса между интуицией и анализом, полагая, что стремление к инновациям, умение работать в команде, доскональное изучение предмета и маниакальное внимание к деталям могут сосуществовать.

Более 15 000 керамических плиток покрывают фасад здания – ​это отсылка к традиционным португальским изразцам азулежу. Зона входа (на этом развороте), защищенная нависающим козырьком крыши, предлагает захватывающую дух панораму голубого лиссабонского неба

Более 15 000 керамических плиток покрывают фасад здания – ​это отсылка к традиционным португальским изразцам азулежу. Зона входа (на этом развороте), защищенная нависающим козырьком крыши, предлагает захватывающую дух панораму голубого лиссабонского неба

Поговорим о МААТ. Какова главная идея проекта? И какова ваша идея музея вообще?

МААТ – ​это музей, который обращен к реке Тежу и стоит в Белене – ​лиссабонском районе, откуда отправлялись в плавание великие португальские первооткрыватели. Это мощное и в то же время изящное здание, которое мягко парит над водой. Его культурная миссия в том, чтобы изучать взаимодействие современного искусства, архитектуры и технологии – ​исходя из особенностей лиссабонской городской среды. Все выставочное пространство разделено на четыре галереи и устроено таким образом, чтобы служить местом встреч и дискуссий. Нам было важно добиться создания пластичного пространства, которое позволяло бы показать, как отношения между искусством и зрителем, между музеем как институцией и аудиторией могут меняться со временем. Также важна была идея музея как городской территории: достаточно осознать факт, что МААТ – ​это более 7000 кв. м публичных пространств. С этой точки зрения особо интересна крыша: мы задумывали ее как место, доступ в которое открыт всем. Днем отсюда открывается панорамный вид на реку, ночью перспектива меняется, и можно, как в кино, наблюдать за огнями старого города. На набережной мы предусмотрели еще одно общественное пространство – ​там, где нависающий козырек крыши создает зону, защищенную от солнца.

Музей открылся 5 октября при большом стечении народа. Вы довольны результатом?

О таком отклике мы даже не мечтали. В первый же день музей посетили более 80 000 человек. Это подтвердило правильность идеи, предложенной EDP Foundation (финансировавший строительство некоммерческий фонд. – ​Прим. ред.), – ​сделать акцент на связи, буквальной и концептуальной, между центром города и берегом Тежу. Надеюсь, музей станет магнитом, который будет притягивать жителей Лиссабона к району, долгое время находившемуся в небрежении, несмотря на огромный потенциал. Мы не закончили работу: еще строятся пешеходный мост над железной дорогой, сад на крыше, залы для образовательных программ и ресторанная зона (должны быть открыты весной этого года. – ​Прим. ред.). Но большая часть музея уже готова.

В ядро здания – ​главную галерею – ​можно попасть кольцевым путем. Здесь развернута выставка французской художницы Доминик Гонзалес-Ферстер Pynchon Park

В ядро здания – ​главную галерею – ​можно попасть кольцевым путем. Здесь развернута выставка французской художницы Доминик Гонзалес-Ферстер Pynchon Park

Здание музея вытянуто над землей так, что кажется частью ландшафта. Пространство крыши может служить площадью, а может – ​сценой, обращенной в сторону реки.

Здание музея вытянуто над землей так, что кажется частью ландшафта. Пространство крыши может служить площадью, а может – ​сценой, обращенной в сторону реки.


Больше фото музея в мартовском номере журнала INTERNI Russia #56.
Скачать журнал для iOS и Android 

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook