Архитектура
АВТОР: Марина Ширская
14.03.2011
Первый небоскреб Фрэнка Гери
Первый небоскреб Фрэнка Гери

Первый небоскреб Фрэнка Гери

Близится к завершению строительство нового нью-йоркского небоскреба, расположенного в Нижнем Манхэттене на Спрюс Стрит 8. Само по себе это событие кажется незначительным. Мало ли небоскребов строят в США, и особенно в Нью-Йорке. Но конкретно этот – во многом замечателен.

Это первый небоскреб, построенный звездным архитектором Фрэнком Гери (Frank Gehry), и первая в городе жилая высотка с квартирами класса люкс. Известный архитектурный критик Николай Урусов сравнивает его со знаменитыми нью-йоркскими AT&T (ныне Sony building) архитектора Филиппа Джонса (Philip Johnson), и построенным 46 лет назад CBS building Эро Сааринена (Eero Saarinen).

По его мнению, кроме неоспоримой красоты, эти здания объединяет еще и то, что все они стали архитектурным манифестом своей эпохи. Так же как небоскребы Джонса и Сааринена демонстрировали переход к инновационным технологиям, позволившим начать высотное строительство, небоскреб Гери символизирует переход от эры модернизма к эре цифровых технологий. Заметим также, что раньше небоскребы в Америке строили во славу бизнеса и они являлись символами американской коммерции, их заселяли многочисленные офисы и гигантские корпорации.

Новое семидесятишестиэтажное здание получилось менее эксцентричным, чем многие известные проекты архитектора, хотя почерк Гери узнается безошибочно. Как и большинство высоких зданий Нью-Йорка, небоскреб невозможно увидеть целиком. И в данном случае это большой плюс. Так как в результате сложных переговоров застройщика с местными городскими властями архитектору пришлось добавить в основание здания шестиэтажную офисную пристройку, в которой разместятся средняя школа и медицинское учреждение. По плану ученики и будущие жильцы дома не будут пересекаться, так как входы в школьное фойе и в лобби, ведущее в апартаменты, находятся с двух разных сторон дома.

Нижние офисные этажи выложены из традиционного красного кирпича. А в небо устремляется жилая часть небоскреба, облицованная 10500 листами из нержавеющей стали. Почти все они имеют разную форму, отчего фасад кажется обернутым в легкую ткань, складки которой развеваются на ветру. Когда вы движетесь вокруг строения, оно мерцает и переливается, а его силуэт непрерывно меняется. Гери иногда критикуют за гипертрофированные скульптурные формы, являющиеся замысловатой оберткой, за которой скрывается весьма традиционный интерьер. Но в данном случае складки, бегущие вверх и вниз по фасаду, формируют оконные ниши, а из каждой квартиры на город открываются потрясающие виды в совершенно неожиданном ракурсе.

Это бесконечное движение делает небоскреб Фрэнка Гери особенно заметным на фоне безликих стеклянных высоток, построенных в 80-е годы.

Архитектор преподнес Нью-Йорку не просто красивое здание, украсившее его горизонт, но и своеобразный урок, продемонстрировав, способность настоящей современной архитектуры доставлять равное удовольствие как живущим внутри высотки, так и наблюдающим это величественное строение снаружи.

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться